DOI: https://doi.org/10.37162/2618-9631-2022-2-53-68

УДК 551.582.2:656.71

 

 

Динамика эпизодов низкой облачности
и ограниченной видимости на аэродромах
Российской Федерации в период 2001–2020 гг.

А.Р. Иванова, Е.Н. Скриптунова

Гидрометеорологический научно-исследовательский центр
Российской Федерации, г. Москва, Россия

ivanova@mecom.ru

 

Кратко представлены результаты опроса пользователей авиационной метеорологической информации о значимости влияния климатических изменений на авиацию. Установлено, что наибольшую озабоченность пилотов, диспетчеров воздушного движения, операторов авиалиний и т.д. вызывают климатические изменения режима низкой облачности и видимости на аэродромах. На основе данных аэродромных наблюдений МЕТАР за 2001–2020 гг. исследуется изменение количества и продолжительности эпизодов с ограниченной видимостью (≤350 и ≤800 м) и высотой нижней границы облачности ≤60 м на 49 международных аэродромах Российской Федерации. Установлено, что примерно на 20 % аэродромов в указанный период отмечалось увеличение количества эпизодов с низкой облачностью, почти столько же аэродромов продемонстрировало улучшение ситуации с ограниченной видимостью. Анализируется изменение средней и максимальной продолжительности подобных эпизодов для каждого аэродрома.

Ключевые слова: авиация, климатические изменения, туман, низкая облачность, видимость, аэродромные наблюдения

 

 

Change of episodes with low ceiling and low visibility

at aerodromes in the Russian Federation for 2001-2010

A.R. Ivanova, E.N. Skriptunova

Hydrometeorological Research Center of the Russian Federation, Moscow, Russia

ivanova@mecom.ru

 

The results of a survey of aviation stakeholders  on the significance of the impact of climate change on aviation are briefly presented. It has been found that pilots, air traffic controllers, airline operators, etc. are most interested in information related to climatic changes in the regime of low ceiling and visibility at aerodromes. Based on METAR data for 2001–2020, the variations in the number and duration of episodes with low visibility (≤350 and ≤800 m) and low ceiling ≤60 m at 49 international aerodromes of the Russian Federation are investigated. It was found that about 20% of the aerodromes during the period under study showed an increase in the number of episodes with low ceiling, almost the same number of aerodromes showed an improvement in the situation with low visibility. The change in the average and maximum duration of such episodes for each aerodrome is analyzed.

Keywords: aviation, climatic change, fog, ceiling, visibility, aerodrome observations

Введение

Грядущие и наблюдаемые изменения климата способны оказать влияние на все аспекты хозяйственной деятельности человека. Многочисленные исследования подтверждают, что изменения циркуляционных и погодных процессов в различных регионах Земли могут существенно отразиться на развитии авиационного транспорта [9, 14]. По результатам климатического моделирования установлено увеличение в будущем частоты появления зон турбулентности [17]. Ожидается изменение повторяемости глубокой конвекции и конвективных явлений погоды в различных регионах земного шара [1, 7, 12, 15]. Изучается динамика выпадения переохлажденных осадков как фактора обледенения воздушных судов [8, 10, 16]. Описывается негативный эффект от прогнозируемого повышения глобальной температуры, который повлияет на коммерческую загрузку воздушных судов [5, 6, 13, 18].

Согласно результатам опроса, который в 2020 году провела Всемирная метеорологическая организация [11], изменение климата весьма беспокоит представителей авиационной отрасли. Были отмечены сферы деятельности, которые наиболее вероятно будут затронуты, и обозначены погодные факторы, чьи изменения могут оказать воздействие на развитие и функционирование авиационного транспорта. Краткие результаты опроса описаны в разделе 1. Раздел 2 посвящен наблюдающимся с начала века изменениям режима низкой облачности и видимости на аэродромах Российской Федерации. 

 

1. Оценка влияния изменений климата авиационными
  пользователями

В октябре 2020 года ВМО опубликовала результаты опроса респондентов из числа возможных потребителей авиационной метеорологической информации на тему «Влияние изменения и изменчивости климата на авиацию» [11]. На главный вопрос – считают ли пилоты, диспетчеры, операторы аэропортов и авиалиний, представители авиационной промышленности, авиационная администрация и пр. это влияние значимым – положительный ответ дали 93 % опрашиваемых. 49 % оценили это влияние как существенное («significant»), еще 44 % – как умеренное («moderate»). Таким образом, авиационная отрасль выразила озабоченность по поводу предстоящих климатических изменений. Самым актуальным в этом отношении временным интервалом почти три четверти (74 %) респондентов назвали период от 2 до 20 лет.

Как показал опрос, климатические изменения могут затронуть самые различные аспекты авиационной деятельности. Так, на аэродромную инфраструктуру окажут влияние экстремальные значения температуры, приводящие к термическим повреждениям покрытия взлетно-посадочных полос (ВПП); меняющиеся условия потребуют адаптации рабочих температурных диапазонов оборудования. Усиление экстремальных осадков может привести к просадке грунтов, необходимости улучшения ренирования ВПП, рулежных дорожек и стоянок ВС. Наибольшее влияние на инфраструктуру аэродромов, по мнению респондентов, окажет повышение вероятности затопления летного поля из-за сильных дождей и штормовых нагонов.

Оперативное функционирование аэропорта в условиях изменения климата может столкнуться со следующими проблемами. Из-за изменения ветрового режима возможен переход к более пологим траекториям взлета, что приведет к усилению «акустического» загрязнения (шума двигателей) прилегающих территорий. Весьма вероятным представляется увеличение времени обслуживания ВС в более жарком климате. Главный же негативный результат связан с удлинением взлетных и посадочных дистанций пробега в более теплом климате и с сокращением пропускной способности ВПП из-за более длительного времени ее занятости.

При выполнении задач управления воздушным движением в условиях меняющегося климата придется столкнуться с увеличением проблем в управлении пропускной способностью аэропорта из-за увеличения повторяемости гроз. Пропускная способность секторов управления воздушным движением также усложнится из-за изменения температурного и ветрового режима на высотах, частоты возникновения конвективной облачности. Особую тревогу вызывает потенциальное увеличение операций при низкой видимости, связанное с ростом повторяемости туманов.

Влияние изменения климата на безопасность полетов может проявляться в возникновении сильных температурных инверсий в приземном слое, усложняющих выполнение операций взлета/посадки. Однако самыми важными следствиями воздействия климатических изменений на безопасность полетов были названы увеличение интенсивности и повторяемости турбулентности, а также увеличение риска столкновения с птицами из-за меняющихся путей их миграции.

Эффективность работы авиакомпаний в меняющемся климате будет снижаться из-за увеличения расхода топлива. Это может быть связано с более частым использованием вспомогательных силовых установок воздушного судна при его развороте, с более длинными траекториями полета при обходе зон грозовой конвекции и турбулентности, с уменьшением крейсерских скоростей. В более теплом климате следует ожидать сокращение загрузки судов, а при возрастании повторяемости экстремальной погоды (интенсивные штормы, сильные снегопады) – частое нарушение рабочих операций.

Один из важнейших вопросов [11], обращенных к представителям авиационной отрасли, касался метеорологических факторов, чьи климатические изменения в целом наиболее важны для функционирования авиации в будущем. Респондентам предлагалось выбрать по крайней мере три пункта из следующего списка:

– температура (приземная и на высотах),

– частота и интенсивность турбулентности,

– частота и интенсивность обледенения на земле и в полете,

– частота и интенсивность конвекции,

– положение и интенсивность струйных течений,

– высота тропопаузы,

– плохая видимость (включая туманы) и низкая облачность,

– уровень мирового океана.

Анализ ответов обнаружил следующие результаты. Подавляющая часть опрошенных (69 %) была озабочена в первую очередь проблемой, связанной с климатическими изменениями плохой видимости и низкой облачности на аэродромах, хотя динамика этих характеристик, как правило, исследуется на более коротких временных масштабах. Далее почти с равным весом расположились характеристики турбулентности (59 %), конвекции (58 %) и температура (58%). Изменение ветрового режима назвали 37 % респондентов, климатические тенденции частоты и интенсивности обледенения – 27 %.

Следует отметить, что две самые многочисленные группы респондентов – диспетчеры и пилоты – обнаружили неодинаковый подход к оценке климатических изменений одних и тех же факторов. Так, если авиадиспетчеры во главу списка значимых факторов поставили конвекцию (81 %), а высота тропопаузы замыкала этот список (7 %), то пилоты отводили обоим факторам равнозначную роль (по 37 %).

В целом, общее мнение авиационного сообщества было таковым: самую большую проблему для авиации, связанную с изменением климата, представляет увеличение эпизодов с ограниченной видимостью (в том числе из-за туманов) и низкой облачностью. По этой причине было принято решение исследовать тенденции количества и продолжительности подобных эпизодов, наблюдаемых на российских аэродромах в период 2001–2020 гг. Для этого были использованы базы данных аэродромных наблюдений МЕТАР на 49 международных аэродромах Российской Федерации.

 

2. Тенденции некоторых авиационно-климатических
 характеристик в период 2001
2020 гг.

Туманы

Одной из причин ухудшения видимости на аэродромах является образование и адвекция туманов. В 2018 году авторы выпустили статью [2], в которой на основании данных аэродромных наблюдений МЕТАР были выявлены тенденции повторяемости и продолжительности туманов на 51 крупном международном российском аэродроме (25 из которых расположены в европейской части Российской Федерации и 26 – в азиатской). Исследования проводились по данным наблюдений за три последовательных пятилетия – с 2001 по 2015 год.

Напомним, что по рекомендации ИКАО при составлении климатического описания аэродрома информация должна основываться на наблюдениях, проводившихся на аэродроме по крайней мере в течение 5 лет [3]. С тех пор временной ряд накопленных наблюдений увеличился, что позволило проследить за сохранением или нарушением ранее обнаруженных тенденций. К сожалению, прежде используемый для исследования список аэродромов России сократился: из-за придания статуса международного новым, недавно построенным аэропортам в Ростове-на-Дону («Платов» вместо «Ростов») и Саратове («Гагарин» вместо «Центральный»), в этих пунктах нарушился ряд наблюдений. В табл. 1 приводится список аэродромов, для которых проводились исследования, и число сводок МЕТАР, выпущенных за двадцатилетний период на каждом из них.

 

Таблица 1. Список аэродромов, для которых проводились исследования, и число сводок МЕТАР, выпущенных на них, в период 2001-2020 гг.

Table 1. List of aerodromes under consideration with corresponding number of METAR reports for 2001-2020

Пункт / аэродром

Код ИКАО

Кол-во
сводок

Европейская часть

1

Анапа / Витязево

URKA

285813

2

Архангельск / Талаги

ULAA

278938

3

Астрахань / Нариманово

URWA

339321

4

Волгоград / Гумрак

URWW

342916

5

Воронеж / Чертовицкое

UUOO

280158

6

Казань

UWKD

336948

7

Краснодар / Пашковский

URKK

341981

8

Мин. Воды

URMM

346434

9

Москва / Шереметьево

UUEE

345433

10

Москва / Внуково

UUWW

346546

11

Москва / Домодедово

UUDD

347238

12

Мурманск

ULMM

331416

13

Н. Новгород / Стригино

UWGG

332232

14

Нижнекамск / Бегишево

UWKE

329489

15

Салехард

USDD

270863

16

Самара / Курумоч

UWWW

345264

17

С.-Петербург / Пулково

ULLI

345650

18

Симферополь

URFF

343911

19

Ставрополь / Шпаковское

URMT

328281

20

Сочи

URSS

341243

21

Сыктывкар

UUYY

284890

22

Ульяновск / Восточный

UWLL

301583

23

Уфа

UWUU

344923

Азиатская часть

24

Aбакан

UNAA

345559

25

Барнаул

UNBB

344394

26

Благовещенск / Игнатьево

UHBB

261268

27

Братск

UIBB

345224

28

Владивосток / Яковичи

UHWW

291490

29

Eкатеринбург / Кольцово

USSS

345456

30

Иркутск

UIII

345111

31

Kемерово

UNEE

339842

32

Kрасноярск / Емельяново

UNKL

343797

33

Mагадан / Сокол

UHMM

224824

34

Mирный

UERR

230906

35

Нерюнгри / Чульман

UELL

240915

36

Николаевск-на-Амуре / Николаевск

UHNN

233177

37

Новокузнецк / Спиченково

UNWW

331363

38

Новосибирск / Толмачево

UNNT

346066

39

Норильск / Алыкель

UOOO

219234

40

Oмск / Центральный

UNOO

346145

41

Сургут

USRR

265344

42

Tикси

UEST

185232

43

Tюмень / Рощино

USTR

339712

44

Улан-Удэ / Восточный

UIUU

327694

45

Хабаровск / Новый

UHHH

347177

46

Челябинск / Баландино

USCC

312036

47

Чита / Кадала

UIAA

263289

48

Южно-Сахалинск / Хомутово

UHSS

263289

49

Якутск

UEEE

304939

Примечание. Название аэродрома не приводится при совпадении с названием города.

 

По данным 2001–2015 гг. [2] были обнаружены 19 аэродромов, на которых существовали тенденции к уменьшению (11), либо к увеличению (8) числа эпизодов с туманами. В последующие пять лет эти тенденции сохранились только на пяти из них. Для московского аэродрома Домодедово и аэродрома Якутск число эпизодов с туманами продолжилось сокращаться (табл. 2). Напротив, на аэродромах Салехарда, Кемерово и Благовещенска отмечается последовательное увеличение эпизодов с туманами.

Особый интерес представляет продолжительность эпизодов с туманом, зарегистрированных на аэродромах. Напомним, поскольку в архивах МЕТАР отсутствуют данные о точном времени начала или окончании эпизода, его длительность определялась с точностью до интервала времени между выпуском сводок. Так, если туман на аэродроме отмечался в единственной получасовой сводке, продолжительность эпизода устанавливалась равной 30 минутам, если в двух сводках подряд – 1 часу и т. д. В табл. 3 включены те аэродромы, на которых: а) сохранялась отмеченная в предыдущие пятилетия тенденция к изменению для максимальной или средней продолжительности эпизодов (они отмечены заливкой) и б) в период 2016–2020 гг., даже при отсутствии тенденции, значения продолжительности оказались больше или меньше тех, что наблюдались ранее. Красный цвет чисел в таблице означает увеличение, синий – уменьшение продолжительности эпизодов.

 

Таблица 2. Число эпизодов с туманами на аэродромах за 2001-2020 гг. (красным обозначена тенденция к увеличению, синимк уменьшению).

Table 2. Number of fog episodes at Russian aerodromes for 2001-2020 (positive and negative trends are in red and blue, respectively)

Пункт (аэродром)

Код

ИКАО

Число эпизодов

2001–2005

2006–2010

2011–2015

2016–2020

Москва,
Домодедово

UUDD

581

564

351

300

Салехард

USDD

164

242

255

356

Якутск

UEEE

517

479

429

394

Кемерово

UNEE

155

170

229

263

Благовещенск

UHBB

122

143

168

241

 

Сохранение тенденции для максимальной продолжительности эпизодов с туманами отмечается только на аэродромах Анапы, Мурманска, Тикси, Казани (увеличение), а также Иркутска и Братска (уменьшение). При этом данные последнего пятилетия (2016–2020 гг.) демонстрируют следующие особенности. Для аэродромов в азиатской части страны – в Кемерово, Барнауле, Новокузнецке, Норильске, Абакане, Улан-Удэ и Хабаровске – по сравнению с предыдущими тремя пятилетиями сократилась средняя продолжительность эпизодов с туманом; для Екатеринбурга, Тикси, Тюмени, Красноярска и Николаевска-на-Амуре она увеличилась. Рост максимальной продолжительности эпизодов в последнее пятилетие отмечался в аэропортах Екатеринбурга и Николаевска-на-Амуре, сокращение максимальной продолжительности – в Омске, Барнауле, Новокузнецке, Улан-Удэ, Хабаровске, Владивостоке, Чите.

В европейской части России в Волгограде, Шереметьево, Минводах и Сочи в последнее пятилетие (2016–2020 гг.) отмечалось уменьшение как средней, так и максимальной продолжительности эпизодов с туманами. Значения максимальной продолжительности туманов, превышающие ранее регистрированные, отмечались на аэродромах Анапа, Казань, Мурманск, Салехард; для средней продолжительности – в Архангельске, Домодедово, Санкт-Петербурге. В среднем эпизоды с туманом стали короче в Краснодаре, Нижнем Новгороде и Ставрополе.

 

Таблица 3. Продолжительность (в часах) эпизодов с туманами на аэродромах за 2001-2020 гг. (заливкой выделены аэродромы с сохраняющейся тенденцией к увеличению или уменьшению длительности эпизодов)

Table 3. Duration of fog episodes (hours) at Russian aerodromes for 2001-2020 (aerodromes with positive or negative trends of fog duration are highlighted)

Пункт (аэродром)

Код
ИКАО

Максимальная /
средняя продолжительность (ч)

2001–2005

2006–2010

2011–2015

2016–2020

Анапа

URKA

7.5/1.6

7.5/1.4

10.5/2.2

11.5/1.8

Архангельск

ULAA

7.0/1.6

11.5/1.7

16.0/1.7

9.0/1.8

Волгоград

URWW

62.5/3.8

42.5/4.4

56.0/4.9

33.0/3.2

Казань

UWKD

19.0/2.9

23.0/2.7

26.0/2.4

33.5/2.6

Краснодар

URKK

42.5/3.3

86.5/3.1

28.5/3.0

26.5/2.6

Мин. Воды

URMM

27.0/3.1

18.5/3.6

19.5/3.4

17.0/2.8

Москва, Шереметьево

UUEE

15.0/2.0

19.5/2.2

18.5/2.2

10.5/1.8

Москва, Домодедово

UUDD

38.0/1.7

17.0/1.4

18.0/1.8

17.5/1.9

Мурманск

ULMM

9.0/1.7

9.5/2.0

9.5/1.7

17.0/1.9

Н. Новгород

UWGG

21.0/2.4

21.0/2.4

12.0/1.7

12.5/1.4

Нижнекамск

UWKE

31.0/2.2

37.5/2.7

30.5/2.7

18.5/2.4

Салехард

USDD

17.5/2.4

18.5/2.4

16.5/2.8

20.5/2.5

С. -Петербург

ULLI

10.5/1.7

12.5/1.7

17.0/1.9

13.0/2.0

Ставрополь

URMT

34.0/3.4

30.0/3.5

49.5/4.0

33.5/3.3

Сочи

URSS

25.5/4.0

10.0/2.0

14.5/3.7

8.0/1.9

 

Абакан

UNAA

47.0/4.1

59.5/5.2

36.5/3.4

33.5/2.1

Барнаул

UNBB

15.5/2.2

27.0/2.6

16.0/2.2

12.0/2.0

Братск

UIBB

67.0/2.2

17.0/2.5

15.0/2.1

12.5/1.9

Владивосток

UHWW

17.5/2.3

14.5/2.8

15.0/2.8

12.5/2.4

Екатеринбург

USSS

14.0/1.6

11.5/1.5

11.0/1.3

15.0/1.9

Иркутск

UIII

19.5/1.8

19.5/1.9

12.0/1.9

11.0/1.8

Кемерово

UNEE

14.5/2.6

28.5/2.3

19.0/2.5

15.5/2.2

Красноярск

UNKL

49.0/1.4

12.5/1.3

11.5/1.3

14.0/1.5

Николаевск-на Амуре

UHNN

8.5/1.8

11.0/2.1

10.5/1.9

12.5/2.4

Новокузнецк

UNWW

22.0/2.8

30.0/2.8

27.5/2.6

13.5/2.5

Норильск

UOOO

27.5/3.1

18.5/2.8

35.5/2.9

24.0/2.5

Омск

UNOO

13.5/1.7

17.0/1.8

12.5/1.5

8.0/1.7

Тикси

UEST

8.5/1.1

17.0/2.3

17.0/2.3

20.5/2.7

Тюмень

USTR

12.5/1.8

11.5/2.0

15.0/2.1

12.0/2.3

Улан-Удэ

UIUU

10.5/1.8

11.0/3.2

13.5/2.8

7.0/1.5

Хабаровск

UHHH

10.5/2.2

14.0/2.5

11.0/2.2

9.0/1.8

Чита

UIAA

16.5/1.8

23.5/2.1

12.5/1.6

6.5/1.6

 

Низкая облачность и видимость

Климатические изменения низкой облачности и видимости на российских аэродромах ранее не рассматривались. В данном случае методология исследования была выбрана такая же, как для туманов. Изучалось количество эпизодов с низкой облачностью и/или видимостью, оцененное по сводкам МЕТАР за 5-летний период, их максимальная и средняя продолжительность.

Рассмотрим вначале отдельно эпизоды с низкой облачностью и видимостью, а затем их комбинацию. Для анализа были выбраны значения высоты нижней границы облачности ВНГО≤60 м и дальность видимости VIS≤350 и ≤800 м. Результаты представлены в табл. 4–6, где красная последовательность цифр для четырех пятилетий означает тенденцию к увеличению характеристик со временем, синяя – к уменьшению.

 

Таблица 4. Количество эпизодов c ВНГО≤60 м (NE), максимальная (MD) и средняя (SD) длительность эпизодов в часах на аэродромах РФ

Table 4. Number of episodes with ceiling≤60 m (NE), maximum (MD) and average (SD) duration of episodes in hours at Russian aerodromes

Пункт
 (
аэродром)

Код
ИКАО

NE

MD

SD

NE

MD

SD

NE

MD

SD

NE

MD

SD

20012005

20062010

20112015

20162020

Архангельск

ULAA

184

8.5

1.6

200

15.0

2.0

306

17.0

1.7

385

16.0

1.8

Воронеж

UUOO

366

19.5

2.0

434

25.5

2.5

325

31.0

2.7

371

25.5

2.9

Москва,
Шереметьево

UUEE

118

11.0

2.1

166

17.5

2.4

247

18.0

2.1

441

27.5

2.3

Москва,
Внуково

UUWW

248

37.5

2.1

200

18.5

2.5

362

26.5

2.5

543

58.5

2.8

Мурманск

ULMM

344

10.5

1.1

349

9.5

1.4

293

15.5

2.1

569

30.0

2.3

Нижнекамск

UWKE

310

15.0

2.0

418

44.0

2.4

303

37.0

2.8

415

23.0

2.7

Салехард

USDD

264

17.5

2.3

434

24.0

2.5

604

28.5

2.3

868

28.5

2.5

Самара

UWWW

193

20.0

2.2

241

23.0

2.7

343

18.5

2.2

346

30.5

2.4

Сочи

URSS

50

5.5

1.1

44

9.5

1.1

69

12.0

1.6

23

7.0

1.9

Ульяновск

UWLL

64

13.5

1.9

93

25.5

2.6

122

15.0

2.3

145

29.0

2.8

 

Барнаул

UNBB

135

14.0

1.9

251

23.5

2.0

417

26.0

1.5

447

14.5

1.4

Благовещенск

UHBB

120

7.5

1.9

84

9.5

2.1

264

15.0

2.1

188

11.5

2.3

Братск

UIBB

312

45.0

2.6

305

17.5

2.3

204

16.0

2.2

254

16.0

2.5

Екатеринбург

USSS

110

11.0

1.9

164

11.0

1.6

399

12.5

1.5

314

14.5

1.7

Красноярск

UNKL

49

14.5

2.2

64

7.5

1.8

288

12.5

1.6

417

11.5

1.1

Кемерово

UNEE

147

14.5

1.8

246

23.0

1.6

262

17.5

1.7

468

15.5

2.1

Нерюнгри

UELL

116

8.5

1.5

148

11.0

1.9

116

9.0

1.9

147

9.5

2.0

Николаевск

UHNN

116

8.5

1.7

152

18.5

1.8

229

15.0

2.1

181

12.5

2.2

Норильск

UOOO

626

55.5

3.2

665

38.5

2.7

675

37.0

2.6

765

25.5

1.8

Улан-Удэ

UIUU

50

9.0

1.9

51

11.0

3.1

63

13.0

2.6

79

7.0

1.8

 

Таблица 5. Количество эпизодов за 5 лет c видимостью ≤350 м (NE), максимальная (MD) и средняя (SD) длительность эпизодов в часах на аэродромах РФ

Table 5. Number of episodes with visibility ≤350 m (NE), maximum (MD) and average (SD) duration of episodes in hours at Russian aerodromes

Пункт
(
аэродром)

Код
ИКАО

NE

MD

SD

NE

MD

SD

NE

MD

SD

NE

MD

SD

20012005

20062010

20112015

20162020

Анапа

URKA

33

3.5

1.1

48

4.5

1.3

74

10.0

1.9

109

8.0

1.6

Астрахань

URWA

233

11.5

1.9

193

15.0

2.4

187

16.0

2.9

171

12.0

2.8

Волгоград

URWW

460

38.0

3.1

408

30.0

3.1

348

55.0

3.7

343

29.5

2.6

Казань

UWKD

230

11.0

1.7

187

22.0

2.5

193

24.5

1.9

145

33.0

2.2

Москва,
Шереметьево

UUEE

145

14.0

1.6

94

14.0

1.9

63

9.0

1.9

35

5.5

1.3

Москва,
Внуково

UUWW

284

15.5

1.4

241

11.0

1.6

124

8.5

1.7

62

11.0

1.8

Москва,
Домодедово

UUDD

360

17.5

1.5

313

18.5

1.5

200

7.0

1.5

78

15.5

1.7

Мурманск

ULMM

105

4.5

1.1

130

7.0

1.4

134

7.5

1.2

126

8.5

1.4

Самара

UWWW

250

18.0

2.0

227

16.5

2.0

223

13.5

1.7

141

15.5

2.3

С. Петербург

ULLI

241

9.0

1.3

211

7.5

1.3

153

14.5

1.5

122

7.5

1.4

 

Екатеринбург

USSS

358

13.0

1.5

383

11.5

1.2

337

10.5

1.2

195

9.5

1.4

Иркутск

UIII

481

11.5

1.3

297

11.5

1.7

295

9.5

1.7

200

9.0

1.7

Нерюнгри

UELL

13

3.5

1.4

9

5.5

2.8

5

6.0

2.0

3

2.0

1.2

Новосибирск

UNNT

197

9.5

1.6

188

7.0

1.5

183

11.0

1.3

141

10.5

1.5

Новокузнецк

UNWW

174

14.5

2.5

207

29.5

2.2

267

15.5

2.2

281

11.5

2.0

Нерюнгри

UELL

13

3.5

1.4

9

5.5

2.8

5

6.0

2.0

3

2.0

1.2

Улан-Удэ

UIUU

33

6.0

1.3

36

8.5

2.5

39

12.0

2.3

55

4.5

1.3

Хабаровск

UHHH

98

16.0

2.1

74

9.0

2.1

152

12.5

1.6

86

7.0

1.4

Чита

UIAA

108

13.5

1.3

111

9.5

1.1

93

5.5

1.2

33

3.0

1.2

Якутск

UEEE

370

27.5

3.6

558

38.0

3.6

637

51.5

3.4

522

39.0

2.8

 

Негативная климатическая тенденция, проявляющаяся в увеличении количества эпизодов с ВНГО≤60 м, зафиксирована на 20 % исследуемых аэродромов (10 из 49). При этом уменьшение подобных эпизодов нигде не наблюдается. В европейской части России увеличение эпизодов с низкой облачностью на протяжении всего периода отмечается в Архангельске, Шереметьево, Салехарде, Самаре, Ульяновске; в азиатской – в Норильске, Красноярске, Кемерово, Барнауле, Улан-Удэ. Максимальный прирост эпизодов по сравнению с первым пятилетием отмечен в Красноярске – в 8.5 раз. В Шереметьево и Салехарде, кроме увеличения числа эпизодов с ВНГО≤60 м, отмечен рост их максимальной продолжительности.

Отметим, что на некоторых аэродромах азиатской части страны длительность эпизодов с низкой облачностью сокращается: в Братске отмечается тенденция к уменьшению максимальной продолжительности эпизодов, в Красноярске – средней, в Норильске – как средней, так и максимальной. 

Анализ динамики случаев ограниченной видимости проводился для двух пороговых значений: ≤350 м и ≤800 м. В отличие от динамики низкой облачности, изменение режима видимости за 2001–2020 гг. на российских аэродромах выглядит довольно позитивным.

Характеристики эпизодов с ограниченной видимостью, согласно табл. 5 и 6, гораздо чаще обнаруживают тенденцию к уменьшению, чем к увеличению. Количество аэродромов, на которых сократилось число эпизодов с ограниченной видимостью, составляет примерно 20 %. Максимальное сокращение случаев (в 4.6 раза) с ограниченной видимостью отмечается в аэропортах московского аэроузла – в Домодедово для VIS≤800 м и во Внуково для VIS≤350 м. При этом во Внуково незначительно выросла средняя продолжительность эпизодов (для случаев VIS≤350 м – с 1.4 до 1.7 ч, для VIS≤800 м – с 1.6 до 1.9 ч). В Шереметьево с 14 до 5.5 ч сократилась максимальная продолжительность эпизодов с VIS≤350 м.

 

Таблица 6. Количество эпизодов c видимостью ≤800 м (NE), максимальная (MD) и средняя (SD) длительность эпизодов в часах на аэродромах РФ

Table 6. Number of episodes with visibility ≤800 m (NE), maximum (MD) and average (SD) duration of episodes in hours at Russian aerodromes

Пункт
 (
аэродром)

Код
ИКАО

NE

MD

SD

NE

MD

SD

NE

MD

SD

NE

MD

SD

20012005

20062010

20112015

20162020

Анапа

URKA

129

8.0

1.5

107

9.5

1.6

148

10.5

1.9

168

10.5

1.9

Волгоград

URWW

637

62.5

3.4

491

40.0

4.1

489

55.5

3.9

485

32.0

2.8

Воронеж

UUOO

495

18.5

1.6

502

16.0

1.9

328

29.0

2.3

338

23.0

2.3

Краснодар

URKK

389

42.5

2.8

373

68.0

2.7

279

26.5

2.5

246

22.0

2.5

Москва Ш.

UUEE

380

15.0

1.4

250

34.5

1.7

183

17.5

1.5

126

8.5

1.4

Москва В.

UUWW

510

40.0

1.6

440

26.0

1.8

249

20.0

1.8

166

24.0

1.9

Москва Д.

UUDD

639

29.0

1.6

576

39.5

1.6

380

17.5

1.6

186

16.5

1.7

Н. Новгород

UWGG

570

20.5

1.9

633

21.0

1.9

477

11.5

1.4

163

12.0

1.2

С. Петербург

ULLI

499

16.0

1.4

364

10.5

1.5

259

17.0

1.5

207

10.5

1.6

Саратов

UWSS

447

53.0

4.2

440

58.5

3.9

422

34.0

3.3

369

43.5

3.4

Симферополь

URFF

638

23.0

2.4

572

19.0

2.3

563

28.5

2.4

385

18.0

2.6

Сыктывкар

UUYY

345

9.5

1.5

333

11.0

1.6

296

10.0

1.3

272

10.0

1.5

 

Благовещенск

UHBB

154

7.5

1.7

156

9.5

2.0

227

14.0

2.2

278

8.5

1.9

Братск

UIBB

438

70.5

2.0

454

17.0

1.7

330

15.0

1.7

342

9.0

1.4

Екатеринбург

USSS

588

13.5

1.4

697

11.5

1.1

472

11.0

1.2

270