DOI: https://doi.org/10.37162/2618-9631-2022-2-53-68
УДК
551.582.2:656.71
Динамика эпизодов низкой облачности
и ограниченной видимости на аэродромах
Российской Федерации в период 2001–2020 гг.
А.Р. Иванова, Е.Н.
Скриптунова
Гидрометеорологический научно-исследовательский центр
Российской Федерации, г. Москва, Россия
ivanova@mecom.ru
Кратко
представлены результаты опроса пользователей авиационной метеорологической
информации о значимости влияния климатических изменений на авиацию.
Установлено, что наибольшую озабоченность пилотов, диспетчеров воздушного
движения, операторов авиалиний и т.д. вызывают климатические изменения режима
низкой облачности и видимости на аэродромах. На основе данных аэродромных
наблюдений МЕТАР за 2001–2020 гг. исследуется изменение количества и
продолжительности эпизодов с ограниченной видимостью (≤350 и ≤800
м) и высотой нижней границы облачности ≤60 м на 49 международных
аэродромах Российской Федерации. Установлено, что примерно на 20 % аэродромов в
указанный период отмечалось увеличение количества эпизодов с низкой
облачностью, почти столько же аэродромов продемонстрировало улучшение ситуации
с ограниченной видимостью. Анализируется изменение средней и максимальной
продолжительности подобных эпизодов для каждого аэродрома.
Ключевые слова: авиация,
климатические изменения, туман, низкая облачность, видимость, аэродромные
наблюдения
Change of episodes with low ceiling and low visibility
at aerodromes in the Russian Federation for 2001-2010
A.R. Ivanova, E.N. Skriptunova
Hydrometeorological
Research Center of the Russian Federation, Moscow, Russia
ivanova@mecom.ru
The results of a survey of aviation
stakeholders on the significance of the
impact of climate change on aviation are briefly presented. It has been found
that pilots, air traffic controllers, airline operators, etc. are most interested in information related to
climatic changes in the regime of low ceiling and visibility at aerodromes.
Based on METAR data for 2001–2020, the variations in the number and duration of
episodes with low visibility (≤350 and ≤800 m) and low ceiling
≤60 m at 49 international aerodromes of the Russian Federation are
investigated. It was found that about
20% of the aerodromes during the period under study showed an increase in the
number of episodes with low ceiling, almost the same number of aerodromes
showed an improvement in the situation with low visibility. The change in the
average and maximum duration of such episodes for each aerodrome is analyzed.
Keywords: aviation, climatic change, fog, ceiling, visibility, aerodrome
observations
Введение
Грядущие и наблюдаемые изменения климата способны оказать влияние на все
аспекты хозяйственной деятельности человека. Многочисленные исследования
подтверждают, что изменения циркуляционных и погодных процессов в различных
регионах Земли могут существенно отразиться на развитии авиационного транспорта
[9, 14]. По результатам климатического моделирования установлено увеличение в
будущем частоты появления зон турбулентности [17]. Ожидается изменение
повторяемости глубокой конвекции и конвективных явлений погоды в различных
регионах земного шара [1, 7, 12, 15]. Изучается динамика выпадения
переохлажденных осадков как фактора обледенения воздушных судов [8, 10, 16].
Описывается негативный эффект от прогнозируемого повышения глобальной
температуры, который повлияет на коммерческую загрузку воздушных судов [5, 6,
13, 18].
Согласно результатам опроса, который в 2020 году провела Всемирная
метеорологическая организация [11], изменение климата весьма беспокоит
представителей авиационной отрасли. Были отмечены сферы деятельности, которые
наиболее вероятно будут затронуты, и обозначены погодные факторы, чьи изменения
могут оказать воздействие на развитие и функционирование авиационного
транспорта. Краткие результаты опроса описаны в разделе 1. Раздел 2 посвящен наблюдающимся
с начала века изменениям режима низкой облачности и видимости на аэродромах
Российской Федерации.
1. Оценка влияния изменений климата авиационными
пользователями
В октябре 2020 года ВМО опубликовала результаты опроса респондентов из
числа возможных потребителей авиационной метеорологической информации на тему
«Влияние изменения и изменчивости климата на авиацию» [11]. На главный вопрос –
считают ли пилоты, диспетчеры, операторы аэропортов и авиалиний, представители
авиационной промышленности, авиационная администрация и пр. это влияние
значимым – положительный ответ дали 93 % опрашиваемых. 49 % оценили
это влияние как существенное («significant»), еще 44 % – как умеренное («moderate»). Таким образом,
авиационная отрасль выразила озабоченность по поводу предстоящих
климатических изменений. Самым актуальным в этом отношении временным
интервалом почти три четверти (74 %) респондентов назвали период от 2 до
20 лет.
Как показал опрос, климатические изменения могут затронуть самые
различные аспекты авиационной деятельности. Так, на аэродромную инфраструктуру окажут влияние экстремальные значения
температуры, приводящие к термическим повреждениям покрытия взлетно-посадочных
полос (ВПП); меняющиеся условия потребуют адаптации рабочих температурных диапазонов
оборудования. Усиление экстремальных осадков может привести к просадке грунтов,
необходимости улучшения ренирования ВПП, рулежных дорожек и стоянок ВС.
Наибольшее влияние на инфраструктуру аэродромов, по мнению респондентов,
окажет повышение вероятности затопления летного поля из-за сильных дождей и штормовых
нагонов.
Оперативное
функционирование аэропорта в условиях изменения климата может столкнуться со следующими
проблемами. Из-за изменения ветрового режима возможен переход к более пологим траекториям
взлета, что приведет к усилению «акустического» загрязнения (шума двигателей)
прилегающих территорий. Весьма вероятным представляется увеличение времени
обслуживания ВС в более жарком климате. Главный же негативный результат связан
с удлинением взлетных и посадочных дистанций пробега в более теплом климате и с
сокращением пропускной способности ВПП из-за более длительного времени ее
занятости.
При выполнении задач управления воздушным движением в условиях
меняющегося климата придется столкнуться с увеличением проблем в управлении
пропускной способностью аэропорта из-за увеличения повторяемости гроз.
Пропускная способность секторов управления воздушным движением также усложнится
из-за изменения температурного и ветрового режима на высотах, частоты
возникновения конвективной облачности. Особую тревогу вызывает потенциальное
увеличение операций при низкой видимости, связанное с ростом повторяемости
туманов.
Влияние изменения климата на безопасность полетов может
проявляться в возникновении сильных температурных инверсий в приземном слое,
усложняющих выполнение операций взлета/посадки. Однако самыми важными
следствиями воздействия климатических изменений на безопасность полетов были
названы увеличение интенсивности и повторяемости турбулентности, а также
увеличение риска столкновения с птицами из-за меняющихся путей их миграции.
Эффективность
работы авиакомпаний в меняющемся климате будет снижаться из-за увеличения расхода топлива.
Это может быть связано с более частым использованием вспомогательных силовых
установок воздушного судна при его развороте, с более длинными траекториями
полета при обходе зон грозовой конвекции и турбулентности, с уменьшением крейсерских скоростей. В более теплом климате следует ожидать
сокращение загрузки судов, а при возрастании повторяемости экстремальной погоды
(интенсивные штормы, сильные снегопады) – частое нарушение рабочих операций.
Один из важнейших вопросов [11], обращенных к представителям
авиационной отрасли, касался метеорологических факторов, чьи климатические изменения
в целом наиболее важны для функционирования авиации в будущем. Респондентам
предлагалось выбрать по крайней мере три пункта из следующего списка:
– температура (приземная и на высотах),
– частота и интенсивность турбулентности,
– частота и интенсивность обледенения на земле и в полете,
– частота и интенсивность конвекции,
– положение и интенсивность струйных течений,
– высота тропопаузы,
– плохая видимость (включая туманы) и низкая облачность,
– уровень мирового океана.
Анализ ответов обнаружил следующие результаты. Подавляющая часть
опрошенных (69 %) была озабочена в первую очередь проблемой, связанной с климатическими изменениями плохой видимости и низкой
облачности на аэродромах, хотя динамика этих характеристик, как правило,
исследуется на более коротких временных масштабах. Далее почти с равным
весом расположились характеристики турбулентности (59 %), конвекции
(58 %) и температура (58%). Изменение ветрового режима назвали 37 %
респондентов, климатические тенденции частоты и интенсивности обледенения –
27 %.
Следует отметить, что две самые многочисленные группы респондентов –
диспетчеры и пилоты – обнаружили неодинаковый подход к оценке климатических
изменений одних и тех же факторов. Так, если авиадиспетчеры во главу списка
значимых факторов поставили конвекцию (81 %), а высота тропопаузы замыкала
этот список (7 %), то пилоты отводили обоим факторам равнозначную роль (по
37 %).
В целом, общее мнение авиационного сообщества было таковым: самую
большую проблему для авиации, связанную с изменением климата, представляет
увеличение эпизодов с ограниченной видимостью (в том числе из-за туманов) и
низкой облачностью. По этой причине было принято решение исследовать тенденции
количества и продолжительности подобных эпизодов, наблюдаемых на российских аэродромах
в период 2001–2020 гг. Для этого были использованы базы данных аэродромных
наблюдений МЕТАР на 49 международных аэродромах Российской Федерации.
2. Тенденции некоторых
авиационно-климатических
характеристик в период 2001–2020 гг.
Туманы
Одной
из причин ухудшения видимости на аэродромах является образование и адвекция
туманов. В 2018 году авторы выпустили статью [2], в которой на основании данных
аэродромных наблюдений МЕТАР были выявлены тенденции повторяемости и
продолжительности туманов на 51 крупном международном российском аэродроме
(25 из которых расположены в европейской части Российской Федерации и 26 – в
азиатской). Исследования проводились по данным наблюдений за три
последовательных пятилетия – с 2001 по 2015 год.
Напомним,
что по рекомендации ИКАО при составлении климатического описания аэродрома
информация должна основываться на наблюдениях, проводившихся на аэродроме по
крайней мере в течение 5 лет [3]. С тех пор временной ряд накопленных
наблюдений увеличился, что позволило проследить за сохранением или нарушением
ранее обнаруженных тенденций. К сожалению, прежде используемый для исследования
список аэродромов России сократился: из-за придания статуса международного
новым, недавно построенным аэропортам в Ростове-на-Дону («Платов» вместо
«Ростов») и Саратове («Гагарин» вместо «Центральный»), в этих пунктах нарушился
ряд наблюдений. В табл. 1 приводится список аэродромов, для которых проводились
исследования, и число сводок МЕТАР, выпущенных за двадцатилетний период на
каждом из них.
Таблица
1. Список аэродромов, для которых проводились
исследования, и число сводок МЕТАР, выпущенных на них, в период 2001-2020
гг.
Table 1. List of aerodromes under consideration with corresponding number of
METAR reports for 2001-2020
№ |
Пункт / аэродром |
Код ИКАО |
Кол-во |
Европейская часть |
|||
1 |
Анапа / Витязево |
URKA |
285813 |
2 |
Архангельск / Талаги |
ULAA |
278938 |
3 |
Астрахань / Нариманово |
URWA |
339321 |
4 |
Волгоград / Гумрак |
URWW |
342916 |
5 |
Воронеж / Чертовицкое |
UUOO |
280158 |
6 |
Казань |
UWKD |
336948 |
7 |
Краснодар / Пашковский |
URKK |
341981 |
8 |
Мин. Воды |
URMM |
346434 |
9 |
Москва / Шереметьево |
UUEE |
345433 |
10 |
Москва / Внуково |
UUWW |
346546 |
11 |
Москва / Домодедово |
UUDD |
347238 |
12 |
Мурманск |
ULMM |
331416 |
13 |
Н. Новгород / Стригино |
UWGG |
332232 |
14 |
Нижнекамск / Бегишево |
UWKE |
329489 |
15 |
Салехард |
USDD |
270863 |
16 |
Самара / Курумоч |
UWWW |
345264 |
17 |
С.-Петербург / Пулково |
ULLI |
345650 |
18 |
Симферополь |
URFF |
343911 |
19 |
Ставрополь / Шпаковское |
URMT |
328281 |
20 |
Сочи |
URSS |
341243 |
21 |
Сыктывкар |
UUYY |
284890 |
22 |
Ульяновск / Восточный |
UWLL |
301583 |
23 |
Уфа |
UWUU |
344923 |
Азиатская часть |
|||
24 |
Aбакан |
UNAA |
345559 |
25 |
Барнаул |
UNBB |
344394 |
26 |
Благовещенск /
Игнатьево |
UHBB |
261268 |
27 |
Братск |
UIBB |
345224 |
28 |
Владивосток /
Яковичи |
UHWW |
291490 |
29 |
Eкатеринбург
/ Кольцово |
USSS |
345456 |
30 |
Иркутск |
UIII |
345111 |
31 |
Kемерово |
UNEE |
339842 |
32 |
Kрасноярск
/ Емельяново |
UNKL |
343797 |
33 |
Mагадан
/ Сокол |
UHMM |
224824 |
34 |
Mирный |
UERR |
230906 |
35 |
Нерюнгри /
Чульман |
UELL |
240915 |
36 |
Николаевск-на-Амуре
/ Николаевск |
UHNN |
233177 |
37 |
Новокузнецк /
Спиченково |
UNWW |
331363 |
38 |
Новосибирск / Толмачево |
UNNT |
346066 |
39 |
Норильск /
Алыкель |
UOOO |
219234 |
40 |
Oмск
/ Центральный |
UNOO |
346145 |
41 |
Сургут |
USRR |
265344 |
42 |
Tикси |
UEST |
185232 |
43 |
Tюмень
/ Рощино |
USTR |
339712 |
44 |
Улан-Удэ /
Восточный |
UIUU |
327694 |
45 |
Хабаровск / Новый |
UHHH |
347177 |
46 |
Челябинск / Баландино |
USCC |
312036 |
47 |
Чита / Кадала |
UIAA |
263289 |
48 |
Южно-Сахалинск /
Хомутово |
UHSS |
263289 |
49 |
Якутск |
UEEE |
304939 |
Примечание. Название аэродрома не
приводится при совпадении с названием города.
По
данным 2001–2015 гг. [2] были обнаружены 19 аэродромов, на которых
существовали тенденции к уменьшению (11), либо к увеличению (8) числа эпизодов
с туманами. В последующие пять лет эти тенденции сохранились только на пяти из
них. Для московского аэродрома Домодедово и аэродрома Якутск число эпизодов с
туманами продолжилось сокращаться (табл. 2). Напротив, на аэродромах Салехарда,
Кемерово и Благовещенска отмечается последовательное увеличение эпизодов с туманами.
Особый
интерес представляет продолжительность эпизодов с туманом, зарегистрированных
на аэродромах. Напомним, поскольку в архивах МЕТАР отсутствуют данные о точном
времени начала или окончании эпизода, его длительность определялась с точностью
до интервала времени между выпуском сводок. Так, если туман на аэродроме
отмечался в единственной получасовой сводке, продолжительность эпизода устанавливалась
равной 30 минутам, если в двух сводках подряд – 1 часу и т. д. В табл. 3
включены те аэродромы, на которых: а)
сохранялась отмеченная в предыдущие пятилетия тенденция к изменению для
максимальной или средней продолжительности эпизодов (они отмечены заливкой) и
б) в период 2016–2020 гг., даже при отсутствии тенденции, значения
продолжительности оказались больше или меньше тех, что наблюдались ранее.
Красный цвет чисел в таблице означает увеличение, синий – уменьшение
продолжительности эпизодов.
Таблица
2. Число эпизодов с туманами на аэродромах за
2001-2020 гг. (красным обозначена тенденция к увеличению, синим – к уменьшению).
Table 2. Number of fog episodes at Russian aerodromes for
2001-2020 (positive and negative trends are in red and blue, respectively)
Пункт (аэродром) |
Код ИКАО |
Число эпизодов |
|||
2001–2005 |
2006–2010 |
2011–2015 |
2016–2020 |
||
Москва, |
UUDD |
581 |
564 |
351 |
300 |
Салехард |
USDD |
164 |
242 |
255 |
356 |
Якутск |
UEEE |
517 |
479 |
429 |
394 |
Кемерово |
UNEE |
155 |
170 |
229 |
263 |
Благовещенск |
UHBB |
122 |
143 |
168 |
241 |
Сохранение тенденции для максимальной
продолжительности эпизодов с туманами отмечается только на аэродромах Анапы,
Мурманска, Тикси, Казани (увеличение), а также Иркутска и Братска (уменьшение).
При этом данные последнего пятилетия (2016–2020 гг.) демонстрируют
следующие особенности. Для аэродромов в азиатской части страны – в Кемерово,
Барнауле, Новокузнецке, Норильске, Абакане, Улан-Удэ и Хабаровске – по
сравнению с предыдущими тремя пятилетиями сократилась средняя продолжительность
эпизодов с туманом; для Екатеринбурга, Тикси, Тюмени, Красноярска и
Николаевска-на-Амуре она увеличилась. Рост максимальной продолжительности
эпизодов в последнее пятилетие отмечался в аэропортах Екатеринбурга и
Николаевска-на-Амуре, сокращение максимальной продолжительности – в Омске,
Барнауле, Новокузнецке, Улан-Удэ, Хабаровске, Владивостоке, Чите.
В
европейской части России в Волгограде, Шереметьево, Минводах и Сочи в последнее
пятилетие (2016–2020 гг.) отмечалось уменьшение как средней, так и
максимальной продолжительности эпизодов с туманами. Значения максимальной
продолжительности туманов, превышающие ранее регистрированные, отмечались на
аэродромах Анапа, Казань, Мурманск, Салехард; для средней продолжительности – в
Архангельске, Домодедово, Санкт-Петербурге. В среднем эпизоды с туманом стали
короче в Краснодаре, Нижнем Новгороде и Ставрополе.
Таблица
3. Продолжительность (в часах) эпизодов с туманами на
аэродромах за 2001-2020 гг. (заливкой выделены аэродромы с сохраняющейся
тенденцией к увеличению или уменьшению длительности эпизодов)
Table 3. Duration of fog episodes (hours) at Russian
aerodromes for 2001-2020 (aerodromes with positive or negative trends of fog
duration are highlighted)
Пункт (аэродром) |
Код |
Максимальная / |
|||
2001–2005 |
2006–2010 |
2011–2015 |
2016–2020 |
||
Анапа |
URKA |
7.5/1.6 |
7.5/1.4 |
10.5/2.2 |
11.5/1.8 |
Архангельск |
ULAA |
7.0/1.6 |
11.5/1.7 |
16.0/1.7 |
9.0/1.8 |
Волгоград |
URWW |
62.5/3.8 |
42.5/4.4 |
56.0/4.9 |
33.0/3.2 |
Казань |
UWKD |
19.0/2.9 |
23.0/2.7 |
26.0/2.4 |
33.5/2.6 |
Краснодар |
URKK |
42.5/3.3 |
86.5/3.1 |
28.5/3.0 |
26.5/2.6 |
Мин. Воды |
URMM |
27.0/3.1 |
18.5/3.6 |
19.5/3.4 |
17.0/2.8 |
Москва,
Шереметьево |
UUEE |
15.0/2.0 |
19.5/2.2 |
18.5/2.2 |
10.5/1.8 |
Москва,
Домодедово |
UUDD |
38.0/1.7 |
17.0/1.4 |
18.0/1.8 |
17.5/1.9 |
Мурманск |
ULMM |
9.0/1.7 |
9.5/2.0 |
9.5/1.7 |
17.0/1.9 |
Н. Новгород |
UWGG |
21.0/2.4 |
21.0/2.4 |
12.0/1.7 |
12.5/1.4 |
Нижнекамск |
UWKE |
31.0/2.2 |
37.5/2.7 |
30.5/2.7 |
18.5/2.4 |
Салехард |
USDD |
17.5/2.4 |
18.5/2.4 |
16.5/2.8 |
20.5/2.5 |
С. -Петербург |
ULLI |
10.5/1.7 |
12.5/1.7 |
17.0/1.9 |
13.0/2.0 |
Ставрополь |
URMT |
34.0/3.4 |
30.0/3.5 |
49.5/4.0 |
33.5/3.3 |
Сочи |
URSS |
25.5/4.0 |
10.0/2.0 |
14.5/3.7 |
8.0/1.9 |
|
|||||
Абакан |
UNAA |
47.0/4.1 |
59.5/5.2 |
36.5/3.4 |
33.5/2.1 |
Барнаул |
UNBB |
15.5/2.2 |
27.0/2.6 |
16.0/2.2 |
12.0/2.0 |
Братск |
UIBB |
67.0/2.2 |
17.0/2.5 |
15.0/2.1 |
12.5/1.9 |
Владивосток |
UHWW |
17.5/2.3 |
14.5/2.8 |
15.0/2.8 |
12.5/2.4 |
Екатеринбург |
USSS |
14.0/1.6 |
11.5/1.5 |
11.0/1.3 |
15.0/1.9 |
Иркутск |
UIII |
19.5/1.8 |
19.5/1.9 |
12.0/1.9 |
11.0/1.8 |
Кемерово |
UNEE |
14.5/2.6 |
28.5/2.3 |
19.0/2.5 |
15.5/2.2 |
Красноярск |
UNKL |
49.0/1.4 |
12.5/1.3 |
11.5/1.3 |
14.0/1.5 |
Николаевск-на
Амуре |
UHNN |
8.5/1.8 |
11.0/2.1 |
10.5/1.9 |
12.5/2.4 |
Новокузнецк |
UNWW |
22.0/2.8 |
30.0/2.8 |
27.5/2.6 |
13.5/2.5 |
Норильск |
UOOO |
27.5/3.1 |
18.5/2.8 |
35.5/2.9 |
24.0/2.5 |
Омск |
UNOO |
13.5/1.7 |
17.0/1.8 |
12.5/1.5 |
8.0/1.7 |
Тикси |
UEST |
8.5/1.1 |
17.0/2.3 |
17.0/2.3 |
20.5/2.7 |
Тюмень |
USTR |
12.5/1.8 |
11.5/2.0 |
15.0/2.1 |
12.0/2.3 |
Улан-Удэ |
UIUU |
10.5/1.8 |
11.0/3.2 |
13.5/2.8 |
7.0/1.5 |
Хабаровск |
UHHH |
10.5/2.2 |
14.0/2.5 |
11.0/2.2 |
9.0/1.8 |
Чита |
UIAA |
16.5/1.8 |
23.5/2.1 |
12.5/1.6 |
6.5/1.6 |
Низкая облачность
и видимость
Климатические изменения низкой облачности и видимости на российских
аэродромах ранее не рассматривались. В данном случае методология исследования
была выбрана такая же, как для туманов. Изучалось количество эпизодов с низкой
облачностью и/или видимостью, оцененное по сводкам МЕТАР за 5-летний период, их
максимальная и средняя продолжительность.
Рассмотрим вначале отдельно эпизоды с низкой облачностью и видимостью,
а затем их комбинацию. Для анализа были выбраны значения высоты нижней границы
облачности ВНГО≤60 м и дальность видимости VIS≤350 и
≤800 м. Результаты представлены в табл. 4–6, где красная
последовательность цифр для четырех пятилетий означает тенденцию к увеличению
характеристик со временем, синяя – к уменьшению.
Таблица 4. Количество эпизодов c ВНГО≤60 м (NE), максимальная (MD) и средняя (SD) длительность эпизодов в часах на аэродромах
РФ
Table 4. Number of episodes with ceiling≤60 m
(NE), maximum (MD) and average (SD) duration of episodes in hours at
Russian aerodromes
Пункт |
Код |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
2001–2005 |
2006–2010 |
2011–2015 |
2016–2020 |
||||||||||
Архангельск |
ULAA |
184 |
8.5 |
1.6 |
200 |
15.0 |
2.0 |
306 |
17.0 |
1.7 |
385 |
16.0 |
1.8 |
Воронеж |
UUOO |
366 |
19.5 |
2.0 |
434 |
25.5 |
2.5 |
325 |
31.0 |
2.7 |
371 |
25.5 |
2.9 |
Москва, |
UUEE |
118 |
11.0 |
2.1 |
166 |
17.5 |
2.4 |
247 |
18.0 |
2.1 |
441 |
27.5 |
2.3 |
Москва, |
UUWW |
248 |
37.5 |
2.1 |
200 |
18.5 |
2.5 |
362 |
26.5 |
2.5 |
543 |
58.5 |
2.8 |
Мурманск |
ULMM |
344 |
10.5 |
1.1 |
349 |
9.5 |
1.4 |
293 |
15.5 |
2.1 |
569 |
30.0 |
2.3 |
Нижнекамск |
UWKE |
310 |
15.0 |
2.0 |
418 |
44.0 |
2.4 |
303 |
37.0 |
2.8 |
415 |
23.0 |
2.7 |
Салехард |
USDD |
264 |
17.5 |
2.3 |
434 |
24.0 |
2.5 |
604 |
28.5 |
2.3 |
868 |
28.5 |
2.5 |
Самара |
UWWW |
193 |
20.0 |
2.2 |
241 |
23.0 |
2.7 |
343 |
18.5 |
2.2 |
346 |
30.5 |
2.4 |
Сочи |
URSS |
50 |
5.5 |
1.1 |
44 |
9.5 |
1.1 |
69 |
12.0 |
1.6 |
23 |
7.0 |
1.9 |
Ульяновск |
UWLL |
64 |
13.5 |
1.9 |
93 |
25.5 |
2.6 |
122 |
15.0 |
2.3 |
145 |
29.0 |
2.8 |
|
|||||||||||||
Барнаул |
UNBB |
135 |
14.0 |
1.9 |
251 |
23.5 |
2.0 |
417 |
26.0 |
1.5 |
447 |
14.5 |
1.4 |
Благовещенск |
UHBB |
120 |
7.5 |
1.9 |
84 |
9.5 |
2.1 |
264 |
15.0 |
2.1 |
188 |
11.5 |
2.3 |
Братск |
UIBB |
312 |
45.0 |
2.6 |
305 |
17.5 |
2.3 |
204 |
16.0 |
2.2 |
254 |
16.0 |
2.5 |
Екатеринбург |
USSS |
110 |
11.0 |
1.9 |
164 |
11.0 |
1.6 |
399 |
12.5 |
1.5 |
314 |
14.5 |
1.7 |
Красноярск |
UNKL |
49 |
14.5 |
2.2 |
64 |
7.5 |
1.8 |
288 |
12.5 |
1.6 |
417 |
11.5 |
1.1 |
Кемерово |
UNEE |
147 |
14.5 |
1.8 |
246 |
23.0 |
1.6 |
262 |
17.5 |
1.7 |
468 |
15.5 |
2.1 |
Нерюнгри |
UELL |
116 |
8.5 |
1.5 |
148 |
11.0 |
1.9 |
116 |
9.0 |
1.9 |
147 |
9.5 |
2.0 |
Николаевск |
UHNN |
116 |
8.5 |
1.7 |
152 |
18.5 |
1.8 |
229 |
15.0 |
2.1 |
181 |
12.5 |
2.2 |
Норильск |
UOOO |
626 |
55.5 |
3.2 |
665 |
38.5 |
2.7 |
675 |
37.0 |
2.6 |
765 |
25.5 |
1.8 |
Улан-Удэ |
UIUU |
50 |
9.0 |
1.9 |
51 |
11.0 |
3.1 |
63 |
13.0 |
2.6 |
79 |
7.0 |
1.8 |
Таблица 5. Количество эпизодов за 5 лет c видимостью
≤350 м (NE), максимальная (MD) и средняя (SD) длительность эпизодов в часах на аэродромах
РФ
Table 5. Number of episodes with visibility ≤350
m (NE), maximum (MD) and average (SD) duration of episodes in hours at Russian
aerodromes
Пункт |
Код |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
2001–2005 |
2006–2010 |
2011–2015 |
2016–2020 |
||||||||||
Анапа |
URKA |
33 |
3.5 |
1.1 |
48 |
4.5 |
1.3 |
74 |
10.0 |
1.9 |
109 |
8.0 |
1.6 |
Астрахань |
URWA |
233 |
11.5 |
1.9 |
193 |
15.0 |
2.4 |
187 |
16.0 |
2.9 |
171 |
12.0 |
2.8 |
Волгоград |
URWW |
460 |
38.0 |
3.1 |
408 |
30.0 |
3.1 |
348 |
55.0 |
3.7 |
343 |
29.5 |
2.6 |
Казань |
UWKD |
230 |
11.0 |
1.7 |
187 |
22.0 |
2.5 |
193 |
24.5 |
1.9 |
145 |
33.0 |
2.2 |
Москва, |
UUEE |
145 |
14.0 |
1.6 |
94 |
14.0 |
1.9 |
63 |
9.0 |
1.9 |
35 |
5.5 |
1.3 |
Москва, |
UUWW |
284 |
15.5 |
1.4 |
241 |
11.0 |
1.6 |
124 |
8.5 |
1.7 |
62 |
11.0 |
1.8 |
Москва, |
UUDD |
360 |
17.5 |
1.5 |
313 |
18.5 |
1.5 |
200 |
7.0 |
1.5 |
78 |
15.5 |
1.7 |
Мурманск |
ULMM |
105 |
4.5 |
1.1 |
130 |
7.0 |
1.4 |
134 |
7.5 |
1.2 |
126 |
8.5 |
1.4 |
Самара |
UWWW |
250 |
18.0 |
2.0 |
227 |
16.5 |
2.0 |
223 |
13.5 |
1.7 |
141 |
15.5 |
2.3 |
С. Петербург |
ULLI |
241 |
9.0 |
1.3 |
211 |
7.5 |
1.3 |
153 |
14.5 |
1.5 |
122 |
7.5 |
1.4 |
|
|||||||||||||
Екатеринбург |
USSS |
358 |
13.0 |
1.5 |
383 |
11.5 |
1.2 |
337 |
10.5 |
1.2 |
195 |
9.5 |
1.4 |
Иркутск |
UIII |
481 |
11.5 |
1.3 |
297 |
11.5 |
1.7 |
295 |
9.5 |
1.7 |
200 |
9.0 |
1.7 |
Нерюнгри |
UELL |
13 |
3.5 |
1.4 |
9 |
5.5 |
2.8 |
5 |
6.0 |
2.0 |
3 |
2.0 |
1.2 |
Новосибирск |
UNNT |
197 |
9.5 |
1.6 |
188 |
7.0 |
1.5 |
183 |
11.0 |
1.3 |
141 |
10.5 |
1.5 |
Новокузнецк |
UNWW |
174 |
14.5 |
2.5 |
207 |
29.5 |
2.2 |
267 |
15.5 |
2.2 |
281 |
11.5 |
2.0 |
Нерюнгри |
UELL |
13 |
3.5 |
1.4 |
9 |
5.5 |
2.8 |
5 |
6.0 |
2.0 |
3 |
2.0 |
1.2 |
Улан-Удэ |
UIUU |
33 |
6.0 |
1.3 |
36 |
8.5 |
2.5 |
39 |
12.0 |
2.3 |
55 |
4.5 |
1.3 |
Хабаровск |
UHHH |
98 |
16.0 |
2.1 |
74 |
9.0 |
2.1 |
152 |
12.5 |
1.6 |
86 |
7.0 |
1.4 |
Чита |
UIAA |
108 |
13.5 |
1.3 |
111 |
9.5 |
1.1 |
93 |
5.5 |
1.2 |
33 |
3.0 |
1.2 |
Якутск |
UEEE |
370 |
27.5 |
3.6 |
558 |
38.0 |
3.6 |
637 |
51.5 |
3.4 |
522 |
39.0 |
2.8 |
Негативная климатическая тенденция,
проявляющаяся в увеличении количества эпизодов с ВНГО≤60 м,
зафиксирована на 20 % исследуемых аэродромов (10 из 49). При этом
уменьшение подобных эпизодов нигде не наблюдается. В европейской части России
увеличение эпизодов с низкой облачностью на протяжении всего периода отмечается
в Архангельске, Шереметьево, Салехарде, Самаре, Ульяновске; в азиатской – в
Норильске, Красноярске, Кемерово, Барнауле, Улан-Удэ. Максимальный прирост
эпизодов по сравнению с первым пятилетием отмечен в Красноярске – в 8.5
раз. В Шереметьево и Салехарде, кроме увеличения числа эпизодов с
ВНГО≤60 м, отмечен рост их максимальной продолжительности.
Отметим, что на некоторых аэродромах азиатской части страны длительность
эпизодов с низкой облачностью сокращается: в Братске отмечается тенденция к
уменьшению максимальной продолжительности эпизодов, в Красноярске – средней, в
Норильске – как средней, так и максимальной.
Анализ динамики случаев ограниченной видимости проводился для двух
пороговых значений: ≤350 м и ≤800 м. В отличие от
динамики низкой облачности, изменение режима видимости за 2001–2020 гг. на
российских аэродромах выглядит довольно позитивным.
Характеристики эпизодов с ограниченной видимостью, согласно табл. 5 и
6, гораздо чаще обнаруживают тенденцию к уменьшению, чем к увеличению.
Количество аэродромов, на которых сократилось число эпизодов с ограниченной
видимостью, составляет примерно 20 %. Максимальное сокращение случаев (в
4.6 раза) с ограниченной видимостью отмечается в аэропортах московского
аэроузла – в Домодедово для VIS≤800 м и
во Внуково для VIS≤350 м. При этом во Внуково
незначительно выросла средняя продолжительность эпизодов (для случаев VIS≤350 м
– с 1.4 до 1.7 ч, для VIS≤800 м –
с 1.6 до 1.9 ч). В Шереметьево с 14 до 5.5 ч сократилась максимальная
продолжительность эпизодов с VIS≤350 м.
Таблица 6. Количество эпизодов c видимостью
≤800 м (NE), максимальная (MD) и средняя (SD) длительность эпизодов в часах на аэродромах
РФ
Table 6. Number of episodes with visibility ≤800
m (NE), maximum (MD) and average (SD) duration of episodes in hours at Russian
aerodromes
Пункт |
Код |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
NE |
MD |
SD |
2001–2005 |
2006–2010 |
2011–2015 |
2016–2020 |
||||||||||
Анапа |
URKA |
129 |
8.0 |
1.5 |
107 |
9.5 |
1.6 |
148 |
10.5 |
1.9 |
168 |
10.5 |
1.9 |
Волгоград |
URWW |
637 |
62.5 |
3.4 |
491 |
40.0 |
4.1 |
489 |
55.5 |
3.9 |
485 |
32.0 |
2.8 |
Воронеж |
UUOO |
495 |
18.5 |
1.6 |
502 |
16.0 |
1.9 |
328 |
29.0 |
2.3 |
338 |
23.0 |
2.3 |
Краснодар |
URKK |
389 |
42.5 |
2.8 |
373 |
68.0 |
2.7 |
279 |
26.5 |
2.5 |
246 |
22.0 |
2.5 |
Москва Ш. |
UUEE |
380 |
15.0 |
1.4 |
250 |
34.5 |
1.7 |
183 |
17.5 |
1.5 |
126 |
8.5 |
1.4 |
Москва В. |
UUWW |
510 |
40.0 |
1.6 |
440 |
26.0 |
1.8 |
249 |
20.0 |
1.8 |
166 |
24.0 |
1.9 |
Москва Д. |
UUDD |
639 |
29.0 |
1.6 |
576 |
39.5 |
1.6 |
380 |
17.5 |
1.6 |
186 |
16.5 |
1.7 |
Н. Новгород |
UWGG |
570 |
20.5 |
1.9 |
633 |
21.0 |
1.9 |
477 |
11.5 |
1.4 |
163 |
12.0 |
1.2 |
С. Петербург |
ULLI |
499 |
16.0 |
1.4 |
364 |
10.5 |
1.5 |
259 |
17.0 |
1.5 |
207 |
10.5 |
1.6 |
Саратов |
UWSS |
447 |
53.0 |
4.2 |
440 |
58.5 |
3.9 |
422 |
34.0 |
3.3 |
369 |
43.5 |
3.4 |
Симферополь |
URFF |
638 |
23.0 |
2.4 |
572 |
19.0 |
2.3 |
563 |
28.5 |
2.4 |
385 |
18.0 |
2.6 |
Сыктывкар |
UUYY |
345 |
9.5 |
1.5 |
333 |
11.0 |
1.6 |
296 |
10.0 |
1.3 |
272 |
10.0 |
1.5 |
|
|||||||||||||
Благовещенск |
UHBB |
154 |
7.5 |
1.7 |
156 |
9.5 |
2.0 |
227 |
14.0 |
2.2 |
278 |
8.5 |
1.9 |
Братск |
UIBB |
438 |
70.5 |
2.0 |
454 |
17.0 |
1.7 |
330 |
15.0 |
1.7 |
342 |
9.0 |
1.4 |
Екатеринбург |
USSS |
588 |
13.5 |
1.4 |
697 |
11.5 |
1.1 |
472 |
11.0 |
1.2 |
270 |