DOI: https://doi.org/10.37162/2618-9631-2020-4-63-77
УДК
551.509.54
Режим ограниченной видимости на
аэродромах
европейской России
Н.П. Шакина, Е.Н. Скриптунова, А.А. Завьялова
Гидрометеорологический научно-исследовательский центр
Российской Федерации, г. Москва, Россия
chakina@mecom.ru
Представлены характеристики режима
ограниченной видимости на 42 аэродромах Европейской территории России,
рассчитанные по данным аэродромных наблюдений, сообщаемых в телеграммах в коде
METAR с временной дискретностью 30 мин (реже 1 ч). Распределения
повторяемостей горизонтальной дальности видимости ≤ 300 м и ≤ 800 м
рассчитаны за период 2001–2019 гг. Представлены таблицы годового хода
повторяемости указанных градаций видимости (по месяцам) и распределения
повторяемости при различных явлениях погоды. Описаны распределения
повторяемостей в зависимости от высоты нижней границы облаков, относительной
влажности, скорости и направления ветра у земли. Представлены также данные о
продолжительности непрерывного существования ограниченной видимости,
показывающие, что такие эпизоды, как правило, являются кратковременными (в
65–85 % случаев видимость ≤ 300 м
наблюдается менее 2 ч). Представленные результаты оценок количественных
соответствий между наличием либо отсутствием ухудшенной видимости и другими
характеристиками погоды, отмеченными на тех же аэродромах, указывают на
определенные перспективы разработки, по крайней мере для некоторых аэродромов,
статистических методов прогноза этого достаточно редкого и важного для авиации
явления на основе продукции численных моделей атмосферы.
Ключевые слова: видимость,
аэродромные наблюдения. годовой ход ограниченной видимости. относительная
влажность. высота нижней границы облаков, явления погоды
Low visibility regime at aerodromes in European Russia
N.P. Shakina, E.N. Skriptunova,
A.A. Zavialova
Hydrometeorological
Research Center of Russian Federation,
Moscow, Russia
chakina@mecom.ru
The characteristics
are presented for the visibility regime at 42 aerodromes in European Russia
calculated from the data of aerodrome observations reported in METAR telegrams
with 30 minute (more rarely, 1 hour) time intervals. The occurrence frequency distributions
of horizontal visibility ≤ 300 m
and ≤ 800 m are
calculated and analyzed over the period of 2001-2019. The tables are presented
and discussed for the annual cycles of the occurrence frequency, as well as for
its distributions under different weather phenomena. The occurrence frequency
distributions depending on cloud base height, relative humidity, speed and
direction of surface wind are presented. The results are also presented for the
duration of low visibility episodes: it is demonstrated that such episodes are
short, as a rule (for example, the visibility ≤ 300 m
is continually observed for not more than 2 hours in 65-85 % of
cases). The results of quantification of the correspondence between the
occurrence or absence of low visibility and other weather characteristics
observed at the same aerodromes demonstrate certain perspectives for developing
(at least for several aerodromes) statistical methods to forecast this rather
rare phenomenon basing on outputs of numerical atmosphere models.
Keywords: visibility,
aerodrome observations, annual cycle of low visibility, relative humidity,
cloud base height, weather phenomena
Метеорологические условия взлета и посадки воздушных судов (ВС) зависят
в первую очередь от таких характеристик погоды, как горизонтальная видимость и
высота нижней границы облачности. Именно этими двумя характеристиками и их
комбинациями определяются "минимумы погоды" для пилотов и аэродромов
[1]. Метеорологическая дальность видимости (МДВ), измеряемая с временным разрешением
30 мин (круглосуточно на аэродромах с интенсивным
воздушным движением) или 1 ч (круглосуточно или в период полетов на
остальных аэродромах), и ее режимные (климатические) характеристики за истекшие
5 лет включаются в аэроклиматические описания аэродромов и сообщаются в
телеграммах в коде METAR.
Систематические
исследования режима МДВ над Россией и ее регионами, насколько известно авторам,
в последнее время не проводились, – прежде всего из-за отсутствия необходимых
баз данных. Опубликованная недавно статья [2] впервые представила анализ
условий ограниченной видимости на 41 аэродроме азиатской части России и
ближнего зарубежья за 2001–2016 гг. Это
исследование выполнено на материале базы данных аэродромных наблюдений,
созданной в отделе авиационной метеорологии Гидрометцентра России. Указанная
база данных, пополняющаяся в квазиоперативном режиме содержанием телеграмм
METAR, включает также наблюдения на аэродромах европейской части России и
ближнего зарубежья. На основе этой базы данных были в последнее время рассчитаны
режимные характеристики низкой облачности и разработаны методы ее
краткосрочного прогноза на аэродромах России [3, 4].
В настоящей статье
представлены характеристики режима ограниченной видимости на аэродромах
европейской части России и ближнего зарубежья, рассчитанные на основе
упомянутой выше базы данных за период 2001–2019 гг., причем анализ
материала аналогичен проведенному в [2] на данных за меньший период
времени.
Условия ограниченной
видимости, представляющие наибольший практический интерес, т. е. условия,
непосредственно влияющие на взлет и посадку ВС, – это прежде всего условия
МДВ ≤ 300 м, а также МДВ ≤ 800 м и
значения МДВ ≤ 2000 м, включаемые в телеграммы. Наиболее неблагоприятные
низкие значения МДВ, такие как МДВ ≤ 50 м, наблюдаются весьма
редко, так что даже 19-летние ряды данных, включающие более 300 000
телеграмм METAR, не позволяют рассчитать с необходимой статистической
надежностью повторяемость таких значений (в особенности по необходимым
подвыборкам – месяцам или градациям других измеряемых метеорологических
величин). Поэтому в рамках данной статьи мы ограничимся рассмотрением режимных
характеристик МДВ ≤ 300 м и
МДВ ≤ 800 м.
Годовой ход
повторяемостей указанных градаций ограниченной видимости представлен в табл. 1
и 2. На большинстве аэродромов (24 из 42) европейской части России и ближнего
зарубежья повторяемость МДВ ≤ 300 м в среднем за год не
превышает 1 % с максимумами 3,0 % в Нальчике и 2,9 % в
Ставрополе. Помимо этих аэродромов, повторяемость ≥ 2 % получена также в Ростове-на-Дону, Волгограде,
Днепропетровске, Саратове, Одессе и Кишиневе: все эти аэродромы расположены на
юге области рассмотрения. Минимальные повторяемости
МДВ ≤ 300 м наблюдаются на северных аэродромах (Ханты-Мансийск
– 0,2 %, Мурманск – 0,3 %), но также в Риге, Анапе, Сочи и
Шереметьеве.
В годовом ходе
повторяемость этой градации видимости минимальна летом, максимальна зимой и
осенью, а на ряде аэродромов максимум (вторичный или основной) обнаруживается и
в марте-апреле. Наибольшие среднемесячные повторяемости достигаются в декабре в
Волгограде (8,7 %), Нальчике (8,0 %), Ставрополе (7,6 %),
Саратове (6,9 %), Днепропетровске (6,7 %), Ростове-на-Дону
(6,0 %) – все эти аэродромы также расположены в южной части области. В
январе среднемесячные повторяемости 6 % и более получены также в Нальчике,
Волгограде, Днепропетровске, Одессе, Кишиневе. С другой стороны, на ряде
аэродромов в течение всего года среднемесячные повторяемости не достигают и
2 % (Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Ханты-Мансийск, Таллинн,
Санкт-Петербург, Рига, все три московских аэродрома, Нижний-Новгород, Казань,
Ульяновск, Уфа, Киев, Анапа).
В средней полосе годовой ход повторяемости этой
градации видимости выражен слабо, но отмечается несколько повышенная повторяемость
в марте и осенью (сюда относятся три московских аэродрома – Внуково, Домодедово
и Шереметьево, а также некоторые другие, в частности Казань и Уфа). Южные
аэродромы (Ставрополь, Симферополь, Нальчик, Ростов-на-Дону, Краснодар,
Минеральные Воды) характеризуются сильно увеличенной повторяемостью
МДВ ≤ 300 м в холодный период года,
тогда как летом эта градация видимости практически не наблюдается. К этой
группе примыкает и Воронеж, хотя амплитуда годового хода здесь меньше, чем на
остальных перечисленных выше южных аэродромах. В Нижнем Новгороде,
напротив, имеется хорошо выраженный максимум повторяемости
МДВ ≤ 300 м в сентябре при почти полном отсутствии этой
градации зимой.
Таблица 1. Годовой ход
повторяемости (%) горизонтальной дальности видимости ≤ 300 м по данным METAR
за период 2001–2019 гг.
Table 1. Annual cycle of visibility ≤
300 m occurrence frequency (%) after the 2001-2019 METAR data
Аэродромы |
Месяцы |
Общее |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Ср. |
||
Мурманск |
0.3 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
0.1 |
0.0 |
0.1 |
0.7 |
0.9 |
0.6 |
0.5 |
0.3 |
0.3 |
313921427 |
Архангельск |
0.5 |
0.2 |
0.6 |
0.5 |
0.3 |
0.1 |
0.2 |
0.5 |
0.7 |
0.5 |
0.4 |
1.1 |
0.5 |
261447261 |
Салехард |
0.6 |
0.7 |
0.9 |
0.9 |
0.9 |
0.3 |
0.1 |
0.7 |
2.1 |
3.3 |
1.2 |
0.9 |
1.0 |
256264182 |
Сыктывкар |
0.3 |
0.3 |
0.4 |
0.8 |
0.2 |
0.2 |
0.4 |
1.4 |
1.2 |
0.6 |
0.2 |
0.2 |
0.5 |
267440180 |
Ханты-Мансийск |
0.0 |
0.0 |
0.1 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
0.2 |
0.5 |
0.4 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
274586187 |
Таллинн |
0.6 |
0.5 |
0.8 |
0.6 |
0.5 |
0.3 |
0.2 |
0.4 |
1.0 |
0.7 |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
304425218 |
С.-Петербург |
0.4 |
0.6 |
0.5 |
0.4 |
0.2 |
0.2 |
0.3 |
0.6 |
1.3 |
0.7 |
0.5 |
0.4 |
0.5 |
328144240 |
Рига |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.4 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.3 |
0.1 |
0.0 |
0.2 |
327835241 |
Вильнюс |
2.0 |
2.1 |
2.3 |
1.1 |
1.0 |
0.6 |
0.9 |
1.4 |
2.1 |
2.5 |
4.4 |
2.0 |
1.9 |
321101321 |
Минск |
1.0 |
1.5 |
1.4 |
0.8 |
0.5 |
0.3 |
0.5 |
0.3 |
1.0 |
1.8 |
3.0 |
1.5 |
1.1 |
327747240 |
Нижний |
0.1 |
0.1 |
0.5 |
0.7 |
0.6 |
0.9 |
0.7 |
1.6 |
3.0 |
1.4 |
0.2 |
0.3 |
0.8 |
314745227 |
Шереметьево |
0.3 |
0.2 |
0.5 |
0.5 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.7 |
0.2 |
0.3 |
327922240 |
Внуково |
0.4 |
0.7 |
1.0 |
0.6 |
0.2 |
0.2 |
0.3 |
0.6 |
0.7 |
0.6 |
1.2 |
0.3 |
0.6 |
329027241 |
Казань |
1.5 |
1.0 |
1.5 |
1.0 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.6 |
1.3 |
1.7 |
1.3 |
0.9 |
319562232 |
Домодедово |
0.6 |
0.6 |
1.1 |
0.7 |
0.4 |
0.3 |
0.7 |
0.9 |
1.3 |
1.0 |
1.2 |
0.5 |
0.8 |
329740242 |
Ульяновск |
0.4 |
0.3 |
0.8 |
0.6 |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
0.1 |
0.5 |
0.3 |
0.5 |
0.5 |
0.4 |
284074207 |
Нижнекамск |
0.6 |
0.4 |
1.2 |
1.1 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.4 |
0.9 |
1.3 |
2.5 |
1.9 |
0.9 |
312023224 |
Уфа |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
0.1 |
0.2 |
0.3 |
0.2 |
0.9 |
0.8 |
0.6 |
1.0 |
0.5 |
327451240 |
Самара |
1.3 |
0.9 |
1.8 |
0.8 |
0.0 |
0.0 |
0.2 |
0.1 |
0.5 |
1.2 |
2.0 |
1.6 |
0.9 |
327766240 |
Брест |
1.2 |
1.9 |
1.4 |
0.6 |
0.3 |
0.2 |
0.3 |
0.5 |
1.6 |
3.4 |
3.2 |
1.4 |
1.3 |
11952589 |
Гомель |
1.6 |
1.9 |
1.6 |
0.4 |
0.4 |
0.3 |
0.4 |
0.6 |
1.3 |
1.9 |
3.7 |
2.1 |
1.4 |
239028171 |
Киев |
1.0 |
0.9 |
0.5 |
0.3 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.3 |
1.4 |
1.8 |
0.5 |
0.6 |
324083236 |
Львов |
1.4 |
1.6 |
0.9 |
0.4 |
0.5 |
0.3 |
0.4 |
0.3 |
0.9 |
1.9 |
2.3 |
1.9 |
1.1 |
323909236 |
Кривой Рог |
4.9 |
4.7 |
1.3 |
0.4 |
0.3 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
0.2 |
2.3 |
2.7 |
5.7 |
1.9 |
322301235 |
Кишинев |
6.1 |
5.1 |
1.3 |
0.4 |
0.6 |
0.2 |
0.1 |
0.2 |
0.4 |
1.7 |
4.0 |
4.8 |
2.1 |
272330214 |
Одесса |
6.4 |
4.6 |
3.1 |
2.2 |
1.1 |
0.2 |
0.2 |
0.3 |
0.9 |
2.2 |
3.6 |
4.5 |
2.4 |
317778231 |
Симферополь |
5.0 |
3.3 |
2.2 |
1.3 |
1.3 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.4 |
2.1 |
3.3 |
3.2 |
1.9 |
326332238 |
Воронеж |
0.6 |
1.8 |
1.2 |
0.7 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.3 |
0.8 |
2.1 |
2.3 |
0.9 |
262689175 |
Саратов |
4.6 |
4.8 |
3.9 |
1.0 |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.3 |
2.1 |
6.1 |
6.9 |
2.5 |
325287241 |
Харьков |
2.2 |
4.0 |
0.9 |
0.5 |
0.3 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.3 |
1.6 |
2.7 |
3.6 |
1.4 |
322403822 |
Днепропетровск |
6.6 |
5.6 |
1.7 |
0.6 |
0.4 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.3 |
3.2 |
2.8 |
6.7 |
2.3 |
320507233 |
Волгоград |
6.7 |
6.4 |
2.3 |
0.3 |
0.3 |
0.0 |
0.1 |
0.0 |
0.2 |
1.4 |
6.0 |
8.7 |
2.7 |
325402237 |
Запорожье |
5.4 |
4.2 |
1.9 |
0.6 |
0.5 |
0.1 |
0.0 |
0.1 |
0.3 |
2.8 |
2.3 |
5.2 |
1.9 |
274879198 |
Ростов-н/Д. |
5.0 |
4.9 |
1.5 |
0.4 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
0.2 |
1.7 |
4.1 |
6.0 |
2.0 |
325853239 |
Астрахань |
1.6 |
1.7 |
0.8 |
0.4 |
0.2 |
0.0 |
0.0 |
0.2 |
1.0 |
2.0 |
2.7 |
2.0 |
1.1 |
321785234 |
Краснодар |
2.7 |
1.5 |
0.8 |
0.5 |
0.3 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.6 |
2.4 |
3.6 |
3.3 |
1.3 |
324476236 |
Ставрополь |
5.8 |
5.4 |
3.7 |
0.6 |
0.2 |
0.1 |
0.0 |
0.1 |
0.6 |
3.4 |
7.0 |
7.6 |
2.9 |
310891223 |
Анапа |
0.3 |
0.5 |
0.2 |
0.2 |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.1 |
0.5 |
0.3 |
0.5 |
0.2 |
268388183 |
Мин. Воды |
2.5 |
2.9 |
1.3 |
0.4 |
0.3 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
0.2 |
1.9 |
4.3 |
3.8 |
1.5 |
328931241 |
Сочи |
0.6 |
0.7 |
0.3 |
0.2 |
0.0 |
0.0 |
0.1 |
0.0 |
0.1 |
0.3 |
0.7 |
0.6 |
0.3 |
323730236 |
Нальчик |
9.5 |
6.9 |
3.6 |
0.7 |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.3 |
1.1 |
6.1 |
8.0 |
3.0 |
179420112 |
Махачкала |
1.2 |
1.5 |
3.1 |
2.6 |
0.5 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.2 |
0.6 |
1.0 |
0.9 |
201995116 |
Таблица 2. Годовой ход
повторяемости (%) горизонтальной дальности видимости ≤ 800 м по данным METAR
за период 2001-2019 гг.
Table 2. Annual cycle of visibility ≤
800 м occurrence frequency (%) after the 2001-2019 METAR data
Аэродромы |
Месяцы |
Общее |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Ср. |
||
Мурманск |
1.0 |
0.4 |
0.9 |
0.6 |
0.3 |
0.0 |
0.3 |
1.2 |
1.4 |
1.4 |
1.3 |
1.1 |
0.8 |
313921427 |
Архангельск |
1.3 |
0.8 |
1.4 |
1.2 |
0.7 |
0.2 |
0.5 |
0.9 |
1.4 |
1.7 |
1.6 |
2.4 |
1.2 |
261447261 |
Салехард |
2.5 |
1.9 |
2.4 |
1.9 |
1.6 |
0.5 |
0.1 |
1.2 |
3.4 |
5.2 |
3.0 |
2.2 |
2.2 |
256264182 |
Сыктывкар |
1.2 |
0.7 |
1.0 |
1.5 |
0.4 |
0.3 |
0.8 |
2.3 |
2.2 |
1.7 |
0.9 |
1.1 |
1.2 |
267440180 |
Ханты-Мансийск |
0.5 |
0.5 |
0.7 |
1.0 |
0.5 |
0.2 |
0.1 |
0.5 |
1.1 |
1.5 |
1.1 |
0.8 |
0.7 |
274586187 |
Таллинн |
2.1 |
2.0 |
1.9 |
1.3 |
0.8 |
0.4 |
0.4 |
0.7 |
1.6 |
1.3 |
2.0 |
1.9 |
1.4 |
304425218 |
С.-Петербург |
1.2 |
1.5 |
1.2 |
0.9 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.9 |
2.2 |
1.3 |
1.7 |
1.6 |
1.2 |
328144240 |
Рига |
1.0 |
1.0 |
1.2 |
1.3 |
0.6 |
0.4 |
0.4 |
0.8 |
1.5 |
1.8 |
2.0 |
1.1 |
1.1 |
327835241 |
Вильнюс |
4.8 |
4.5 |
4.0 |
1.9 |
1.4 |
1.0 |
1.3 |
2.2 |
3.3 |
4.2 |
8.0 |
5.2 |
3.5 |
321101321 |
Минск |
3.5 |
4.7 |
3.4 |
1.5 |
1.1 |
0.6 |
1.1 |
1.0 |
2.3 |
4.0 |
7.9 |
5.2 |
3.0 |
327747240 |
Нижний |
1.0 |
0.8 |
1.4 |
1.6 |
1.3 |
1.8 |
2.2 |
3.8 |
4.8 |
2.3 |
1.0 |
1.1 |
1.9 |
314745227 |
Шереметьево |
1.0 |
1.2 |
1.3 |
0.8 |
0.2 |
0.1 |
0.3 |
0.9 |
0.7 |
0.7 |
1.9 |
0.9 |
0.8 |
327922240 |
Внуково |
1.5 |
2.2 |
2.2 |
1.0 |
0.3 |
0.4 |
0.5 |
1.3 |
1.3 |
1.2 |
3.3 |
1.7 |
1.4 |
329027241 |
Казань |
3.0 |
2.1 |
2.8 |
1.7 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
1.0 |
1.9 |
3.4 |
2.8 |
1.6 |
319562232 |
Домодедово |
1.6 |
2.0 |
2.1 |
1.2 |
0.7 |
0.6 |
1.3 |
2.1 |
2.4 |
1.9 |
2.8 |
1.8 |
1.7 |
329740242 |
Ульяновск |
1.7 |
1.4 |
2.2 |
1.2 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.3 |
0.7 |
0.7 |
1.5 |
1.7 |
1.0 |
284074207 |
Нижнекамск |
2.5 |
1.6 |
2.7 |
1.8 |
0.4 |
0.3 |
0.2 |
0.6 |
1.3 |
2.5 |
4.9 |
4.2 |
2.0 |
312023224 |
Уфа |
2.0 |
2.0 |
2.1 |
1.1 |
0.2 |
0.3 |
0.4 |
0.4 |
1.3 |
1.2 |
2.0 |
2.9 |
1.3 |
327451240 |
Самара |
3.8 |
2.6 |
3.8 |
1.5 |
0.1 |
0.1 |
0.3 |
0.2 |
0.7 |
1.9 |
3.9 |
3.6 |
1.9 |
327766240 |
Брест |
3.0 |
3.6 |
2.2 |
0.9 |
0.6 |
0.4 |
0.6 |
0.7 |
2.1 |
4.5 |
5.9 |
2.8 |
2.3 |
11952589 |
Гомель |
3.9 |
4.4 |
2.6 |
0.6 |
0.6 |
0.5 |
0.8 |
1.0 |
1.9 |
3.0 |
6.5 |
4.5 |
2.5 |
239028171 |
Киев |
3.8 |
3.9 |
1.8 |
0.7 |
0.5 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.8 |
3.4 |
5.4 |
3.7 |
2.1 |
324083236 |
Львов |
4.1 |
3.4 |
2.1 |
0.9 |
0.9 |
0.6 |
0.8 |
0.7 |
1.8 |
3.1 |
4.9 |
3.8 |
2.4 |
323909236 |
Кривой Рог |
8.9 |
7.3 |
2.5 |
0.8 |
0.5 |
0.2 |
0.2 |
0.1 |
0.4 |
3.6 |
5.3 |
8.8 |
3.2 |
322301235 |
Кишинев |
8.9 |
7.1 |
2.1 |
0.6 |
0.7 |
0.3 |
0.1 |
0.3 |
0.5 |
2.4 |
5.9 |
6.6 |
3.0 |
272330214 |
Одесса |
9.5 |
7.3 |
4.5 |
3.1 |
1.6 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
1.3 |
3.3 |
5.6 |
6.9 |
3.7 |
317778231 |
Симферополь |
8.2 |
6.1 |
3.4 |
1.8 |
1.6 |
0.3 |
0.2 |
0.2 |
0.6 |
3.0 |
5.4 |
5.7 |
3.0 |
326332238 |
Воронеж |
3.0 |
4.8 |
3.4 |
1.2 |
0.4 |
0.2 |
0.3 |
0.3 |
0.8 |
1.9 |
4.9 |
5.3 |
2.3 |
262689175 |
Саратов |
8.2 |
7.6 |
6.3 |
1.4 |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.4 |
2.9 |
8.6 |
9.9 |
3.8 |
325287241 |
Харьков |
5.1 |
6.7 |
2.1 |
0.8 |
0.4 |
0.3 |
0.3 |
0.2 |
0.6 |
2.6 |
4.9 |
6.4 |
2.5 |
322403822 |
Днепропетровск |
0.9 |
8.2 |
3.0 |
0.9 |
0.5 |
0.3 |
0.2 |
0.1 |
0.7 |
4.8 |
5.2 |
10.1 |
3.7 |
320507233 |
Волгоград |
1.5 |
10.8 |
4.5 |
0.6 |
0.4 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.4 |
2.1 |
9.2 |
14.4 |
4.5 |
325402237 |
Запорожье |
9.6 |
6.4 |
3.0 |
1.0 |
0.6 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.5 |
4.1 |
4.6 |
8.2 |
3.2 |
274879198 |
Ростов-н/Д. |
8.7 |
7.7 |
2.9 |
0.6 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.3 |
2.6 |
6.0 |
9.0 |
3.2 |
325853239 |
Астрахань |
3.8 |
3.1 |
1.5 |
0.7 |
0.3 |
0.1 |
0.0 |
0.3 |
1.3 |
2.7 |
4.0 |
4.0 |
1.8 |
321785234 |
Краснодар |
4.2 |
2.6 |
1.4 |
0.7 |
0.4 |
0.3 |
0.2 |
0.1 |
0.9 |
3.2 |
5.0 |
4.9 |
2.0 |
324476236 |
Ставрополь |
9.7 |
8.6 |
5.6 |
1.1 |
0.5 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
1.0 |
4.7 |
10.2 |
11.0 |
4.4 |
310891223 |
Анапа |
1.3 |
1.2 |
0.6 |
0.3 |
0.5 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
0.1 |
0.9 |
0.8 |
1.3 |
0.6 |
268388183 |
Мин. Воды |
5.3 |
5.5 |
2.5 |
0.8 |
0.5 |
0.2 |
0.1 |
0.0 |
0.4 |
3.2 |
6.8 |
7.1 |
2.7 |
328931241 |
Сочи |
1.2 |
1.5 |
0.7 |
0.5 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.6 |
1.2 |
1.1 |
0.6 |
323730236 |
Нальчик |
5.0 |
11.0 |
6.1 |
1.4 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
0.6 |
2.4 |
10.4 |
12.7 |
4.9 |
179420112 |
Махачкала |
2.6 |
2.3 |
4.8 |
3.4 |
0.9 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.1 |
0.6 |
1.2 |
1.8 |
1.5 |
201995116 |
Повторяемость
МДВ ≤ 800 м значительно выше, чем
МДВ ≤ 300 м и в среднем за год на большинстве аэродромов
(24 из 42) превышает 2 % (табл. 2), причем на севере, в центральной и
восточной частях области, она заметно ниже, чем на юге и западе. Максимальная
среднегодовая повторяемость (4,9, 4,5 и 4,4 %) наблюдается в Нальчике,
Запорожье и Ставрополе соответственно, минимальная (< 1 %) – на
тех же аэродромах, где выше была отмечена минимальная повторяемость
МДВ ≤ 300 м (Мурманск, Ханты-Мансийск, Шереметьево, Анапа,
Сочи). В годовом ходе и в этом случае видим высокие повторяемости
преимущественно в ноябре–январе, иногда в феврале (исключение составляет Нижний
Новгород с максимумом 4,8 % в марте). Максимальные среднемесячные
повторяемости отмечены в декабре в Нальчике – 12,7 %, Ставрополе –
11,0 %, Волгограде –14,4 %, Днепропетровске – 10,1 %; в январе в
Ставрополе – 9,7 %, Запорожье – 9,6 %, Одессе – 9,5 %.
Как видно, в целом
характер распределения повторяемости этой градации видимости аналогичен
описанному выше для МДВ ≤ 300 м, т. е. имеет место
существенное возрастание повторяемостей к югу и западу с севера и востока
области и ее центральной части при сходном годовом ходе. Этот вывод
иллюстрируется рис. 1, на котором по оси ординат отложено число аэродромов с
повторяемостью видимости, превосходящей среднегодовую в каждом из месяцев.
Рис. 1. Количество аэродромов,
на которых среднемесячные повторяемости МДВ ≤ 300 м (1) и
МДВ ≤ 800 м (2) превышают среднегодовые значения.
Fig. 1. Number of aerodromes at which month-mean
occurrence frequencies of visibility ≤ 300 m (1) and
≤ 800 m (2) exceed the annual mean values.
Кривые для обеих
градаций видимости указывают на согласованно высокие повторяемости в
осенне-зимний период почти на всех аэродромах, тогда как в мае–июле
повторяемость МДВ ≤ 300 м ниже среднегодовой на всех
аэродромах, а в мае–июне то же относится к повторяемости
МДВ ≤ 800 м.
Сравнивая рис. 1 с
соответствующим рисунком в [4] можно отметить, что в европейской части России
более резко выражен годовой ход повторяемости ухудшенной видимости – как в
отношении минимума в летний сезон, так и в отношении осенне-зимнего максимума.
Это объясняется, очевидно, тем, что на европейской территории, меньшей по
размеру, чем азиатская, физико-географические и циркуляционные условия более
однородны, чем на азиатской территории с ее чрезвычайно сложным рельефом.
Ухудшение видимости
связано, главным образом, с наличием в воздухе продуктов конденсации влаги [5],
и прежде всего с туманом, который, как известно, и определяется как
МДВ ≤ 1000 м. Поэтому и повторяемость
МДВ ≤ 800 м можно считать близкой к повторяемости тумана.
Кроме последнего, ухудшенная видимость бывает обусловлена и другими явлениями
погоды, такими как осадки, пыльные бури, метели. Распределение случаев
МДВ ≤ 300 м и МДВ ≤ 800 м по группам
явлений погоды по коду КН-01 дано в табл. 3 и 4 соответственно. Из таблиц
видно, что видимость не более 300 м чаще всего ассоциируется с туманами
(группа 40–49) – от 9,5 % в Сочи и 11,6 % в Риге до 73,3 % в
Саратове, 69,8 % в Кишиневе и более 60 % в Одессе, Симферополе,
Днепропетровске, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре. На втором месте среди
погодных явлений, обусловливающих видимость ≤ 300 м, находится
морось (группа 50–59), повторяемость этой градации видимости достигает
61,4 % в Ставрополе (больше, чем при туманах), 45,5 % в Саратове,
32,0 % в Кишиневе и 31,3 % в Волгограде. Снегопады (группа 70–79)
обусловливают сравнительно мало случаев МДВ ≤ 300 м
(максимум 8,4 % в Нальчике и 4,9 % в Ставрополе, на большинстве
же аэродромов – менее 1 % повторяемости). Ливневые осадки (группа 80–89)
вносят еще менее заметный вклад. Напротив, поземки и низовые метели (группа
30–39) обусловливают до 10,8 % случаев МДВ ≤ 300 м в
Одессе и более 3 % в Волгограде и Ростове-на-Дону.
Аналогичные
зависимости от явлений погоды обнаруживаются и при анализе повторяемости
МДВ ≤ 800 м, с той разницей, что при туманах она достигает
70–80 % почти на всех аэродромах (кроме Сочи – 23 %), а в Минеральных
Водах, Волгограде, Саратове, Симферополе, Кишиневе, Бресте, Нижнекамске,
Вильнюсе, Салехарде – превышает 90 %. При мороси повторяемость этой
градации также увеличена – до 75,8 % в Ставрополе и 57,8 % в
Саратове. В то же время на северных аэродромах (кроме Салехарда, где при мороси
повторяемость составляет 42,5 %), а также в Санкт-Петербурге, Риге, Нижнем
Новгороде, на всех московских аэродромах, в Ульяновске и Львове повторяемость
при мороси не достигает 10 %.
Таблица 3. Повторяемость (%)
видимости ≤ 300 м при разных явлениях погоды по коду КН-01 по данным METAR
за 2001-2019 гг.
Table 3. Occurrence frequency (%) of visibility ≤ 300 m under different
weather phenomena (KN-01 code) after the 2001-2019 METAR date
Аэродромы |
Явления
по коду КН-01 |
Колич.
случаев с
видим. |
Общее колич. случаев |
|||||||||
10-12 |
13-19 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60-69 |
70-79 |
80-89 |
90-99 |
Сред. |
|||
Мурманск |
0.1 |
0.0 |
0.3 |
43.7 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.1 |
0.0 |
1.3 |
1066 |
82274 |
Архангельск |
0.3 |
0.0 |
0.4 |
42.0 |
0.9 |
0.1 |
0.0 |
0.1 |
0.3 |
1.7 |
1223 |
73999 |
Салехард |
0.9 |
0.0 |
1.2 |
57.6 |
27.4 |
2.9 |
0.5 |
0.1 |
1.0 |
3.2 |
2552 |
80240 |
Сыктывкар |
0.0 |
0.0 |
0.2 |
45.8 |
1.9 |
0.4 |
0.0 |
0.1 |
0.0 |
1.7 |
1358 |
79430 |
Ханты-Мансийск |
0.2 |
0.0 |
0.0 |
27.9 |
0.5 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.7 |
409 |
59681 |
Таллинн |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
42.8 |
0.8 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
0.0 |
2.4 |
1737 |
72679 |
С.-Петербург |
0.2 |
0.0 |
0.2 |
46.6 |
1.0 |
0.0 |
0.1 |
0.1 |
0.4 |
1.8 |
1639 |
88792 |
Рига |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
11.6 |
0.2 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.7 |
513 |
74335 |
Вильнюс |
0.0 |
0.1 |
0.0 |
55.2 |
5.8 |
0.6 |
0.2 |
0.0 |
0.0 |
4.7 |
5983 |
126118 |
Минск |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
27.5 |
2.1 |
0.8 |
0.1 |
0.1 |
0.4 |
4.0 |
3689 |
92536 |
Нижний
Новгород |
0.0 |
0.1 |
0.0 |
44.9 |
2.3 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
2.5 |
2637 |
103940 |
Шереметьево |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
41.7 |
1.2 |
0.1 |
0.0 |
0.1 |
0.4 |
1.0 |
967 |
99518 |
Внуково |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
42.9 |
1.6 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
1.9 |
1841 |
98998 |
Казань |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
57.5 |
18.6 |
1.2 |
0.6 |
0.1 |
0.2 |
3.5 |
2740 |
77491 |
Домодедово |
0.0 |
0.2 |
0.0 |
44.6 |
2.8 |
0.3 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
2.5 |
2398 |
95359 |
Ульяновск |
0.4 |
0.0 |
0.1 |
49.3 |
3.1 |
0.4 |
0.3 |
0.0 |
0.0 |
1.7 |
1007 |
57648 |
Нижнекамск |
1.4 |
0.1 |
0.0 |
58.1 |
9.8 |
1.5 |
0.9 |
0.3 |
0.0 |
3.2 |
2794 |
87597 |
Уфа |
0.0 |
0.1 |
2.9 |
53.2 |
5.0 |
0.4 |
0.3 |
0.1 |
1.1 |
2.1 |
1768 |
83311 |
Самара |
0.0 |
0.0 |
0.1 |
52.4 |
11.4 |
1.3 |
0.6 |
0.7 |
0.1 |
3.2 |
2874 |
88532 |
Брест |
0.0 |
1.0 |
2.7 |
60.2 |
6.0 |
0.2 |
0.5 |
0.1 |
0.0 |
4.7 |
1556 |
33357 |
Гомель |
1.4 |
0.0 |
0.1 |
53.9 |
8.5 |
2.2 |
0.4 |
0.3 |
0.3 |
5.2 |
3143 |
60031 |
Киев |
0.0 |
0.1 |
0.0 |
27.8 |
1.7 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
2.5 |
1892 |
76037 |
Львов |
0.0 |
0.0 |
0.6 |
45.9 |
3.7 |
0.8 |
0.2 |
0.2 |
0.4 |
3.9 |
3468 |
87816 |
Кривой
Рог |
0.0 |
0.1 |
0.6 |
54.7 |
16.3 |
2.1 |